Когда ребёнок идет в первый класс, родители имеют в отношении его определенные ожидания. Кроме этого, они могут предъявлять требования к школе. Процесс обучения является серьезным и ответственным периодом, в котором задействованы все субъекты образовательного процесса — дети, педагоги и родители. Перекладывать обязательства только на одну из сторон, что часто происходит в образовательной системе, неправильно и несправедливо.
Ребёнок готовится к первому классу, начиная с детского сада. Взрослые рассказывают ему о школе, водят на подготовительные занятия, знакомят со школьными предметами и учителем. Это — правильная позиция, позволяющая сделать период адаптации дошкольника менее травмирующим. Вместе с этим родители имеют в отношении школы некоторые ожидания относительно обучения и воспитания ребёнка. Иногда они не соответствуют действительности и являются не верными. Так рождаются мифы, в которые верят как родители, так и дети. Исходя из этой веры, процесс обучения может быть омрачен проблемами.
Хуже всего то, что ребёнок страдает больше всех — от того, что взрослые перекладывают ответственность за его воспитание и обучение друг на друга, он остается без должного внимания и условий, которые помогли бы ему стать талантливей, способней, умней.
Кто на самом деле в ответе за то, чтобы ребёнок хорошо учился, прилежно вел себя, дружил с ребятами и был ответственным человеком — школа или мама с папой? И какие мифы мешают родителям строить правильные отношения со школой, можно узнать из этой статьи.
Успеваемость ребёнка зависит от учителя
Когда взрослые отправляют ребёнка в школу, они мечтают о том, чтобы он был отличником или хорошистом. Они возлагают надежды на учителей, надеясь, что те научат первоклассников всему, что нужно, чтобы приносить домой только высокие оценки. Рассуждая так, многие родители считают, что успеваемость ребёнка — это сугубо школьная ответственность, а сами они не должны иметь никакого отношения к тому, чтобы учить детей писать буквы, считать, читать и так далее. Поэтому бывает так, что ребёнка часто ведут в школу совсем неподготовленным и ему сложно, учитывая темп класса и количество детей, запоминать информацию, понимать предмет и получать знания. Если взрослые с ним не занимаются, считая, что это должна делать школа, то успеваемость ученика может очень скоро оказаться на низком уровне.
Такая позиция родителей отрицательно сказывается на обучении школьников. Школа, несомненно, оказывает образовательные услуги в рамках обучающей программы, однако она не несет полную ответственность за то, чтобы ребёнок все знал и понимал. Без поддержки родителей учителю практически невозможно проследить, чтобы абсолютно все дети класса усвоили новый материал, отработали навыки и выполнили на «отлично» домашнее задание.
Когда дети учатся, заботится о том, чтобы это им хорошо удавалось должны все — педагоги, родители и сами ученики. Когда это понимают и выполняют все, то процесс обучения значительно облегчается и ребёнок учится хорошо, зная, что у него есть мощная поддержка в лице не только педагогов, но и родителей.
Ребёнок-отличник будет всегда хорошо учиться
Так часто думают родители, чьи дети только пошли в первый класс и у них все очень хорошо получается — они приносят домой «пятерки», учитель хвалит их, домашнее задание выполняется легко и с удовольствием. Тогда взрослые могут расслабиться, перестать следить за образовательным процессом, помогать делать уроки, интересоваться школьными делами или возникшими сложностями. По сути, они оставляют ребёнка одного, будучи уверенными в том, что он теперь до конца школы будет учиться на «отлично».
Процесс обучения и взросления — долгий и не простой. Жизнь ученика может быть наполнена разного рода проблемами, возрастными изменениями, болезнями и другими событиями, которые могут снизить его успеваемость. Например — пропуски уроков, смена классного руководителя, проблемы в общении с одноклассниками, первая любовь и другие трудности возрастного кризиса часто провоцируют снижение успеваемости школьников.
Родители, чьи дети в первом классе учатся на «4» и «5», могут не слишком контролировать образовательный процесс, однако, нужно быть всегда в курсе того, что происходит в жизни ученика, чтобы при необходимости уметь поддержать его, направить и помочь «не скатиться» на «тройки».
Школа воспитывает детей
Иногда учителя могут жаловаться на поведение детей, когда те не слушаются, ведут себя слишком шумно, грубят, не хотят выполнять задания или нарушают другие правила. Некоторые родители, следуя очередному мифу об обучении, считают, что воспитывать детей — обязанность школы и учителей, и что, если ребёнок ведет себя неподобающим образом, то это ответственность школьного коллектива.
Следует знать, что первичное и самое главное воспитание и воздействие на личность всегда осуществлялось в семье. Ребёнок подвергается влиянию матери и отца еще с младенческого возраста — уже тогда можно понять, как именно его воспитывают, какие качества и привычки прививают и как они проявятся в школьном возрасте.
Школа, несомненно, вносит вклад в развитие ребёнка, однако он является лишь частью того, что дают ему взрослые. Поэтому ответственность за воспитание, привитие правил приличия лежит исключительно на семье как первом институте социализации личности детей.
Школа может решить проблемы родителей
Так считают те родители, которые имеют трудности в семейных отношениях, например, частые конфликты или ситуацию развода. Это отрицательно сказывается на развитии и обучении ребёнка — он переживает, плохо учится, ни с кем не общается. Тогда мать или отец могут просить школьных педагогов повлиять на ребёнка, изменить его поведение.
Следует отметить, что большая часть того, что делает школа в отношении детей, часто остается в стенах образовательного учреждения, потому что ребёнок каждый раз возвращается домой — в ту среду, которая нежелательна для него или опасна. Поэтому труды и усилия педагогов и психологов часто оказываются неэффективными. Внутрисемейные проблемы взрослые должны решать самостоятельно, педагоги, ради сохранения психического здоровья ребёнка могут только корректировать его поведение и быть вспомогательным звеном для семьи.
Все дети не любят ходить в школу
Это является мифом, и его придумали те, кто сам, возможно, не очень любил посещать уроки. Стоит заметить, что от настроя к школе родителей зависит отношение к урокам ребёнка, когда он идет в первый класс. Поэтому, если вы хотите, чтобы он любил учиться, и это давалось ему легко и весело, то следует с первых дней учебы отзываться о школе и учителях только в положительном ключе.