На последние месяцы перед началом учебы у родителей дошколят взгляды различаются. Кому-то дают насладиться «остатком беззаботного детства» и спать до обеда, кто-то часами просиживает за книжками и прописями, чтобы в школу прийти уже подготовленным и учиться было легче. А как надо? MedAboutMe рассказывает, что самое важное надо сделать в последний месяц перед первым классом.
Приучаемся к режиму
Первое, что надо помнить – в школе свой, особый режим дня. После вольготного лета ребёнку (и родителям) придется перестраиваться, ложиться и вставать по часам. А если дошколенок ходил в детский сад, то тихого часа, который помогал переключаться между разными видами деятельности. Август пролетит быстро, и чтобы не подойти к Первому сентября с недосыпом, надо начинать заранее.
Важно!
Мы все существуем в рамках циркадных ритмов, которые отсчитывают наши внутренние «биологические часы». Обмануть их нельзя, за это организм расплачивается здоровьем. Если ваш режим и режим ребёнка устроен так, что на выходных вы отсыпаетесь за всю неделю – прочитайте эту статью.
За 4 недели до начала уроков – и это минимальный период – надо организовывать тот режим, который будет у ребёнка в школе. Не разрешайте поздно ложиться в кровать или спать по утрам до обеда. Помните: по данным ученых, которые получили за научную работу Нобелевскую премию, максимум, что мы можем – это каждый день сдвигать время засыпания на 15 минут. Более значительный промежуток не работает, да и к таким сдвигам организму придется довольно долго привыкать.
Чем надо заниматься?
Не надо пытаться объять необъятное и учить ребёнка сразу всему. И, конечно, нельзя говорить, что он будет учиться хуже всех, потому что ленится сейчас заполнять прописи. А что нужно делать?
- Лучшая подготовка руки к письму – не прописи. При развитой мелкой моторике прописные буквы получаются без летних тренировок. Оптимальный вариант подготовки руки – штриховка. То есть раскрашивание рисунков, лучше, если это специальные тетрадки-раскраски со штриховкой в разные стороны. Делать можно ежедневно по 20-30 минут. Кроме такой очевидной подготовки прекрасно помогают просьбы перебрать рис или гречку (можно случайно смешать), мелкие конструкторы и мозаика, нанизывание бусинок, пришивание пуговиц, а на пляже – камушки и ракушки.
- Не требуйте читать, если ребёнку это дается с трудом. Но даже если он сам читает взахлеб – читайте ему сами истории, сказки, стихи. А потом просите пересказать, обсуждайте написанное.
- Приучайте следить за порядком на письменном столе и в своей комнате в целом. Иначе регулярных потерь сменки и пенала, забытых тетрадок не избежать.
- Развивайте внимание ребёнка в комбинированных играх: сколько красных машин было на улице, сколько раз только что прокаркала ворона, и разговаривайте: пусть ребёнок как можно больше рассказывает о том, что было днем, что придумалось, что не понравилось. Это – развитие речи.
- Способность к концентрации внимания и усидчивость помогают укрепить настольные игры, ребусы, раскраски.
- Знать буквы и цифры важно. Но еще важнее знать, где право и лево, верх и низ, причем не только на теле или в комнате, но на листе бумаги, у дерева, на перекрестке. Эксперты утверждают, что именно пространственная ориентация – самый базовый навык овладения арифметическими действиями.
- Наконец, помогите точно вызубрить, как зовут маму и папу полностью, свой домашний адрес, в идеале – телефон одного из родителей.
И настраивайте будущего ученика, что в школе главным человеком будет учитель. Он будет и рассказывать, что можно и как нужно, и помогать в случае возникновения вопросов или проблем.
Советы для самих родителей
Начало посещения детсада тревожило родителей, потому что ребёнок маленький, а условия для него новые. Приходилось доверять малыша незнакомым людям. А это всегда вызывает опасения. В школьные годы к тревогам прибавляется настороженность: оценят ли моего ребёнка по достоинству, не будут ли обижать одноклассники, не появятся ли придирки от учителя, смогут ли развиться способности? Все эти думы влияют на взрослых и неизбежно отражаются на дошкольнике, а он и так опасается новых изменений в жизни.
Важно помнить, что помимо углубления в тревоги стоит задуматься и о других вопросах. Ребёнок-школьник означает, что родителям надо будет общаться с не меньшим количеством новых людей, чем первоклашке. Ответьте себе на следующие вопросы:
- Насколько вы готовы к общению с незнакомыми детьми и взрослыми? Какую форму взаимодействия вы предпочтете, насколько сможете быть вовлечены в дела класса и школы?
- Что вы готовы сделать, чтобы избегать конфликтов? Насколько привычный способ решения конфликтов будет работать в школе?
- Начало учебы означает также появление новых друзей у ребёнка. И в отличие от прогулок и площадок, где взрослые могут повлиять на то, с кем ребёнок общается, одноклассников не выбирают. Готовы ли вы смириться, если у первоклашки появится друг, которого вы не одобряете, потому что вам что-то не нравится? Сможете ли видеть хорошие черты?
- Каждому хочется, чтобы ребёнку уделяли особое внимание – но надо понимать, что это внимание не означает похвалу за работу, а умение выявить способности и помочь им развиваться. А способности есть у всех детей – так что работа педагога не может быть направлена только на одного. Сможете ли вы не требовать от учителя особого подхода, не критиковать его, а быть союзником?
То, насколько комфортно ребёнку будет в школе, во многом зависит от настроя взрослых членов семьи. У родителей есть свое представление о годах учебы, свой опыт, который был десятилетия назад. Современные дети живут и учатся в совсем другом мире – ученые Университета Сан-Диего говорят, что за какие-то последние 20 лет личностные характеристики детей серьезно изменились (подробнее об этом – в нашей статье про iПоколение). Так что позвольте будущему первоклашке наживать свой собственный опыт, будьте ему другом и наставником, на время забыв собственные школьные проблемы и обиды.