Год назад началась пандемия COVID-19. Прошлой весной стало понятно, что инфекция бродит не где-то в далеких странах на другой стороне земного шара, а прямо-таки по улицам родного города. С каждым месяцем ощущение сжимающегося кольца усиливалось: если весной COVID-19 случался со знакомыми очень дальних родственников, то постепенно переболевшие люди стали обнаруживаться в ближнем окружении. Длительный стресс, нагнетающие массовый психоз «желтые» СМИ, ощущение беззащитности перед невидимым врагом, изумляющее врачей непостоянство вируса, который укладывал на реанимационную койку одних и никак не действовал на других... Все чаще еще здоровые люди стали говорить: «Скорее бы уж переболеть!», подразумевая желанную свободу не только от вируса, но и от постоянного гнетущего страха неизвестности.
Однако уже летом 2020 года появились первые сообщения о случаях повторного заражения коронавирусом SARS-CoV-2. Сначала на них не обращали внимания, объясняя повторные положительные результаты несовершенством тестов. Но случаев таких становилось все больше и больше, и хотя речь шла по-прежнему о единичных ситуациях в свете заболеваемости по всему миру, тем не менее вопрос о действенности приобретенного после болезни иммунитета к коронавирусной инфекции встал ребром.
Врачи, ученые и обычные граждане задались вопросом: можно ли заболеть COVID-19 повторно? MedAboutMe выясняет, что на сегодняшний день известно о рисках повторного заражения.
Вирус и антитела
Когда вирус вводит свой генетический материал в клетки нашего тела, он добивается того, что организм начинает вырабатывать нужные ему белки и РНК, из которых комплектуются новые вирусные частицы. Этот процесс создания многочисленных вирусных копий называется репликацией.
Для того чтобы предупредить этот процесс, у организма есть механизм производства антител – белков, ориентированных на конкретный вирус. Эти белки вырабатываются В-лимфоцитами. Антитела связываются с вирусными частицами и тем самым нейтрализуют их, не давая возможности взаимодействовать с рецепторами, а также привлекают иммунные клетки, предназначенные для уничтожения патогенов. В-лимфоциты также формируют клетки памяти, которые «запоминают» вирус – при повторном заражении уже не нужно заново проходить всю цепочку распознавания чужеродного белка и конструирования антител к нему: последние вырабатываются сразу же и не дают вирусу проникать в клетки.
Бывают вирусы генетически стабильные – например, вирус кори, переболев которой, мы получаем пожизненный иммунитет. А бывают вирусы, которые постоянно мутируют. Ярким примером служит вирус гриппа. У него постоянно понемногу меняются те самые белки, к которым вырабатываются антитела. В результате при появлении нового штамма человек будет снова болеть гриппом. Он при этом может иметь частичную защиту, благодаря «знакомству» с похожими штаммами, а может не иметь ее вовсе – и это в немалой степени повлияет на тяжесть заболевания.
Антитела к коронавирусу SARS-CoV-2
Что нам сегодня известно об антителах к коронавирусу SARS-CoV-2 и о самом вирусе?
Антитела к коронавирусу в нашем организме исправно образуются. Но их количество зависит от продолжительности заболевания COVID-19. Чем дольше человек болеет, а это обычно вызвано тяжелым течением COVID-19 с госпитализацией, тем больше у него образуется антител. При бессимптомном или легком течении болезни наблюдается более мощная, но намного более краткосрочная выработка антител, и в итоге по количественным показателям большинство легко переболевших людей «проигрывают» тем, кто перенес тяжелую форму заболевания.
В исследовании эквадорских ученых, опубликованном в сентябре 2020 года, сообщалось о единственном известном на сегодняшний день случае возможной реактивации коронавируса SARS-CoV-2. То есть, предполагалось, что человек заразился, переболел, но вирус при этом остался в организме и стал причиной повторного COVID-19. Ученые считают, что на самом деле человек был последовательно инфицирован двумя генетическими вариантами SARS-CoV-2, и антитела, выработанные им против первого штамма, оказались не способны защитить его от второго.
Постепенно уже наработанные за время болезни антитела исчезают, «вымываются» из организма. Сегодня «срок их действия» оценивают в 6-8 месяцев. Но, поскольку количество антител — индивидуальный показатель, то и срок, в течение которого они «заканчиваются», тоже для всех людей будет свой.
Существует также так называемый клеточный иммунитет, его обеспечивают упоминаемые нами ранее клетки памяти. Он точно формируется, но его эффективность пока находится в процессе изучения.
Пациент из Эквадора, о котором мы упоминали выше, тяжелее перенес повторное заболевание COVID-19. Ученые из Нидерландов тоже сообщили о случае более тяжелого течения повторного COVID-19, закончившегося смертью больного. Во всех остальных известных случаях, упоминаемых в опубликованных статьях, пациенты переносили повторное заболевание так же или легче, чем в первый раз. У некоторых вообще не было никаких симптомов.
Коронавирус SARS-CoV-2 склонен к мутациям. Далеко не в таких масштабах, как вирус гриппа, но тем не менее мутации, меняющие его белки, к которым образуются антитела — идут. Они могут затронуть и spike-белок, образующий «шип» вируса, с помощью которого он прикрепляется к ACE2-рецепторам. И тут важно понимать, что если мутация сильно изменит белок, то вирус не сможет взаимодействовать с ACE2-рецепторами и перестанет быть для нас заразным. Поэтому сохраняться будут только те мутации, которые позволяют вирусу заражать наши клетки, но при этом делают его менее уязвимым для антител — выполнение этих условий намного снижает эффективность мутаций коронавируса как таковых. Также возможны мутации, меняющие белки капсида вируса, к которым тоже образуются антитела, но они менее значимы для распространения вируса.
Итак, склонность коронавируса к мутациям и постепенно уменьшающийся пул антител делают возможным повторное заражение и даже повторное заболевание. Сегодня это происходит довольно редко: клеточный иммунитет к коронавирусу все-таки формируется, да и продолжительность нашего знакомства с вирусом еще невелика. Тем не менее уже точно можно утверждать: пожизненного иммунитета перенесенный COVID-19 не дает.
Возможность получения ложноположительного результата тестов тоже никто не отменял. И вероятность этого события, исходя чисто из статистических данных, выше, чем риск повторного заражения коронавирусом.
Вакцинация после COVID-19
Осенью появились первые вакцины. После недолгих колебаний население потянулось на пункты вакцинации – сегодня очереди на прививку растянулись на 2 недели вперед. Власти начали выдавать справки о вакцинации – будущие «ковидные паспорта», и хотя ограничения для тех, у кого их еще нет, пока не ввели (за исключением заблокированных льготных проездных для пожилых москвичей), обладание возможным «пропуском в светлое будущее» становится вожделенной целью немалого числа граждан.
Переболевшая часть населения «зависла» в недоумении: если у тебя есть антитела, можно ли вакцинироваться? И надо ли это делать, если ты уже переболел и как бы защищен естественным образом?
Сегодня врачи не требуют проведения анализа на антитела к коронавирусу SARS-CoV-2 перед вакцинацией. И наличие этих антител не является противопоказанием к введению вакцины от COVID-19.
Тем не менее вице-премьер Татьяна Голикова не рекомендует уже переболевшим COVID-19 людям идти на прививку. По ее словам, уровень антител после перенесенного заболевания и вакцинации практически одинаков, поэтому прививка не дает людям с антителами каких-то дополнительных преимуществ. И даже если уровень антител снижается, то остается еще клеточный иммунитет. В то же время случаи повторного заражения во всем мире крайне редки, так что острой необходимости вакцинироваться тем, кто уже переболел, пока нет.
Сотрудник ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Александр Горелов также рекомендует тем, кто приобрел иммунитет к коронавирусной инфекции естественным путем, отложить вакцинацию, как минимум, до осени.
- Повторное заражение коронавирусной инфекцией и заболевание COVID-19 возможны. Но вероятность этого события очень низка. Риск получения ложноположительного результата выше, чем заболеть COVID-19 второй раз. По крайней мере, на данный момент, когда с начала пандемии прошел всего один год.
- Случаи более тяжелого повторного заболевания исключительно редки, чаще всего люди болеют или также или легче, чем в первый раз.
- Людям, переболевшим COVID-19, можно не торопиться вакцинироваться — антител, выработанных за время болезни, и клеточного иммунитета им должно хватить на некоторое время. А за это время ученые успеют узнать еще много интересного о новом для нас вирусе.