Психику можно расценивать как внутренний мир человека, его наполнение, и это очень сложная конструкция. Познавательные процессы в психологии занимают отдельную нишу и очень важны.
Что такое познавательные процессы
Все явления, связанные с психикой, разделены на три основные группы и включают в себя непосредственно процессы, а также свойства и состояния человека.
Такое деление носит условный характер, но таковым является всё, что происходит в нашем сознании. Так воля влияет на память человека и его внимание, а мышление – на наши интересы и нужды. Воображение способно создавать образы, которые порождают эмоции, и всё это определённым образом связано с деятельностью человека, с накоплением им собственного опыта.
Все явления связаны между собой, но, несмотря на это, есть некоторые сферы, в которые входят и определенные процессы, и связаны они с познанием. Наша психика порождает реальную картинку и идеальный образ, а знания обеспечивают формирование личности, то, как она связана и взаимодействует с окружающими и миром. Также определяется и психологическое, физическое здоровье. И если познавательные процессы по какой-то причине недоступны, человек может стать неполноценным членом общества, ему сложно адаптироваться в мире.
Когнитивные функции — это память, речь, концентрация внимания, и эволюционно эти явления возникли относительно недавно. С их помощью человек принимает информацию, распределяет ее между тем, что видит, что слышит, и другими анализаторами. Обрабатывает эту информацию, хранит ее, устанавливает связь между образами, понятиями, объединяет и новую, и уже используемую. Вырабатывается стратегия поведения, определяются задачи, планируется поведение и создаются перспективы, оценивается результат, что важно для дальнейшей деятельности.
Как это работает в психологии?
Ощущение, как и восприятие — одни из первых и элементарных познавательных функций, и с их помощью в мозг поступает любая информация. Окружающий мир дает сигналы, органы чувств человека эти сигналы принимают, и мы можем определить цвет, температуру, вкус, качество предметов. Если контакт исчезает, то пропадает и ощущение.
Восприятие этого мира может носить краткосрочный характер. Мы видим реку, пока смотрим на нее, а если отвернемся, то образ пропадает. Так же как и с ощущением, есть несколько видов восприятия. Остается память об образе, и это – строительный материал для творчества.
Мышление имеет иной уровень отражения действительности, так как в это время обобщаются образы, понятия, мозг человека преобразовывает информацию и получает новые знания.
Воображение, творчество, являются привилегией мыслящего человека, и если мы можем наблюдать у некоторых животных проблески разума, то воображение им недоступно. Когда мы используем воображение, происходит анализ прежних данных, опыта, и на основании этих данных рождаются новые образы ранее неизвестные и особенные. Они отсутствуют в реальности и могут быть репродуктивными — их можно создать по образцу, или творческими — это проекты, чертежи.
Речь является привычным средством коммуникации, и мало кто задумывается о ее неповторимой роли в восприятии нами окружающей действительности. Так, логика — высшая форма, при этом используются различные инструменты. А без речи человек лишен коммуникабельности, и если не слышащий, и не говорящий не сможет освоить язык глухонемых, то утратит возможность развиваться, его умственные способности останутся на низком уровне.
Внимание позволяет сконцентрироваться на определенных событиях, объектах и явлениях. Если сосредоточиться на них, то эти объекты попадают в сферу нашего внимания, а иные не замечаются нами и не исследуются.
Память позволяет сохранить неустойчивые образы, которые возникают, когда мы видим, слышим, чувствуем, и это особый психический процесс. Все наши знания, чувства, эмоции и опыт — заслуга памяти.