Отношения людей иногда омрачаются конфликтами. На их частоту, характер и продолжительность оказывают влияние множество факторов. Среди них: личная психология каждого человека, его природные качества, особенности воспитания в детстве, тип темперамента личности.
Часто природа конфликтов может оказаться разрушающей не только для настроения человека, но и для его жизни в целом. Конфликтуя, не принимая взгляды друг друга, открыто выражая несогласие или пытаясь переделать оппонента, существует риск испортить отношения до степени их разрыва, потерять работу, лишить себя возможностей для роста, развития и благополучной жизни.
Жить, не конфликтуя, невозможно. Кроме того, по мнению специалистов, в конфликтах есть и положительная сторона. Отстаивая свою точку зрения, человек учится защищать свои права, очерчивать личные или профессиональные границы. В конфликтах закаляется воля, характер, приобретается опыт.
Но когда речь идет о спорах и скандалах, разрушающих отношения и которых можно было избежать, стоит задуматься над тем, что может сделать человек, чтобы уменьшить их яркость и интенсивность.
Существуют правила, соблюдая которые можно минимизировать возникновение спорных ситуаций, остановить провокацию со стороны, или предотвратить конфликт.
Психология отношений: настраивайтесь на «волну» собеседника
Чаще всего ссоры возникают тогда, когда между людьми отсутствует понимание. Это может зависеть от разных взглядов на жизнь, непринятия принципов партнера или привычки не уступать другому человеку.
Во время появления чувства назревающего конфликта, стоит переключить внимание со своих ощущений на ощущения собеседника. Перед началом конфликта речь людей, поза и мимика становятся напряженными, даже воздух кажется заряженным враждебной атмосферой. В этот момент важно уметь совладать с собственными эмоциями, остановиться, мысленно сосчитать до десяти и дать себе паузу, не реагируя некоторое время на то, что говорит другой человек.
Если вы хотите избежать назревающего конфликта, попробуйте подстроиться под человека, с которым не сошлись во взглядах. Первое, что нужно сделать, это отразить его позу — сядьте или встаньте так же, как он, обратите внимание, чтобы части тела «отзеркаливали» оппонента. Такая подстройка поможет вашему партнеру получить обратную связь и покажет ему на психологическом уровне, что его понимают и принимают.
Вслед за телесной, следует эмоциональная подстройка: станьте на минуту не собой, а тем человеком, с которым пытаетесь избежать ссоры. Представьте, что бы вы думали и говорили на его месте и постарайтесь найти точки соприкосновения.
Как только вам удастся войти в чужую роль, подумайте, что вам, как будто вы другой человек, в этой ситуации хотелось бы услышать в ответ и какие слова и действия помогли бы успокоить вас и предотвратить ненужный спор. Скажите или сделайте то, что, по-вашему мнению, успокоит оппонента и остановит напряжение.
Привычки бесконфликтного общения
Невозможно избежать конфликта в отношениях, когда правят бал эмоции, а не доводы рассудка. Почему человеку сложно контролировать проявление своих чувств во время ссор и споров? Во время столкновения взглядов каждому свойственно отстаивать свою точку зрения и бороться за нее, словно это является самым дорогим на свете. В момент назревания конфликта, человек действительно верит, что это так и есть. Эти мысли заставляют его бороться за то, что его мнение не просто имеет право на существование, но и является ведущим или единственно верным.
Как правило, на смену проявлению бурных чувств после конфликта может прийти сожаление о резких словах, сказанных в сердцах.
Контролируйте эмоции
Во время появления чувства, что эмоции могут вырваться наружу, следует легонько ущипнуть себя — это послужит физическим стопом, и позволит выиграть время, чтобы решить, что является целью конфликта — сохранить отношения или доказать свою правоту? Напомните себе в это время, что эмоции никогда не могут сослужить полезную службу в ситуации требующей разрешения, а напротив, способствуют ее осложнению. Стоит учиться отделять внутренние переживания от предмета ссоры и во время спорной ситуации поставить себе запрет на проявление бурных эмоций, а заниматься только решением проблемы. Важно делать это по существу, без вспоминания прошлых обид.
Следите за речью
Фразы и слова, сказанные «в сердцах» могут сильно ранить близкого человека. Уметь контролировать свою речь во время ссоры бывает так же сложно, как управлять эмоциями.
Помочь в этом могут привычки контролировать собственное речевое поведение. В момент, когда захочется выразить гнев словами, обратите внимание на свое дыхание. Будет полезным потратить несколько секунд на его сосредоточение. Проживите полной грудью несколько медленных вдохов и выдохов, представьте в это время, что вокруг не существует ничего, кроме вашего дыхания. Это поможет остановить поток слов, которые могли бы испортить общение и взаимодействие.
Строгим образом запретите себе использовать обидные и унизительные слова в адрес близких людей во время назревания ссор. В случае несоблюдения запретов можно придумать для себя систему наказания. Такой способ поможет лучше закрепить привычки контроля речевого поведения во время конфликтных ситуаций.
Профилактика возникновения конфликтов
Во время возникновения разногласий между людьми, напоминание о прошлых ошибках, «слабых местах» или незалеченных ранах могут привести к усугублению и без того напряженной обстановки.
Не стоит напоминать партнеру о том, что может задеть его самолюбие или поставить в униженное положение.
Не обвиняйте и не сравнивайте
Профилактика конфликтных ситуаций предполагает развитие такого поведения человека, которое позволит отказаться от обвинения партнера. Также не следует открыто сравнивать человека или его качества и достижения с другими людьми.
Такой подход во многих ситуациях поможет избежать скандала. Также это хорошая профилактика возникновения напряженности и недоверия в отношениях.
Берегите «красоту» души человека
Во время любой ссоры или конфликта, важно помнить о том, что другой человек является ранимым и чувствительным в той мере, которой наградила его природа. Поэтому важно соблюдать и не нарушать эти границы. Поддавшись эмоциям позже, может быть достаточно трудно наладить связь — личную или профессиональную. Относитесь бережно к человеческой душе и требуйте такого же отношения к себе. Во время возникновения спора, чтобы избежать конфликта, важно не идти на поводу у эмоций, а осторожно и грамотно решать проблему в рамках ее характера, не переходя личные границы.
При должном эмоциональном контроле и использовании правил эффективного взаимодействия людей между собой сохраняется возможность сберечь красоту общения и человеческих отношений не только во время дружеских разговоров, но и при случае возникновения спорных вопросов и назревания конфликтов.
Самоконтроль и взаимоуважение, даже во время ссор, это не только профилактика споров, но и личностный рост для человека, который хочет улучшить общение с окружающими людьми и повысить уровень собственной культуры.