Дети, оставшиеся без семьи — отдельная забота любого государства. Ребёнок не вырастет счастливым без родительской любви и тепла, поэтому приемные семьи — спасительный выход в подобных обстоятельствах. Важный фактор — возраст приемного ребёнка, определяющий воспитание детей. Это же обстоятельство порождает проблемы в новой семье. MedAboutMe разбирается в особенностях приемных семей и в том, всегда ли соблюдаются в них права ребёнка.
Чужих детей в мире нет
«У вас нет семьи? Считайте, что у вас нет ничего!» — убежден известный голливудский актер Джонни Депп. Трудно не согласиться. Только вот без детей в семье скучно. Родные они или приемные — значения не имеет. Случается в жизни так, что своих детей люди не могут иметь. К мысли о том, чтобы взять приемного ребёнка, каждый приходит по-своему, а государство дает таким семьям возможность почувствовать радость общения с детьми и взять ребёнка из детского учреждения. Приемная семья в таком случае — спасительный выход и для взрослых, и для детей.
Первые получают возможность жить полноценной семейной жизнью, вторые — насладиться домашним теплом, уютом и любовью приемных родителей, приобретая положительный опыт жизни в семье в любящей семье. Тогда они вырастают достойными гражданами страны и хорошими людьми.
У нас счастливая семья. Мои сыновья наполняют жизнь особым смыслом, но трое — это не один, с которым просто и спокойно. Трое детей в семье — это счастье и ... цирк!
Люди решаются принять в семью чужого ребёнка по многим причинам, но каковы бы они ни были, главное — результат. При этом очень важны навыки приемных родителей, адекватность ожиданий и правильная оценка своих ресурсов, как моральных, так и материальных.
«Родные» сироты
Остаться без родительского внимания и любви дети могут по разным причинам: частичное лишение родительских прав, гибель родителей, отказ от малыша по причине его болезни.
Персонал государственных детских учреждений делает многое, но заменить родителей не в силах. В этом случае приемная семья — лучшая альтернатива.
Взрослые, решив принять чужого ребёнка, могут выбрать:
- усыновление;
- приемную семью (возмездную опеку, когда приемные родители получают зарплату);
- безвозмездную опеку (государство частично занимается материальным обеспечением).
Приемная семья — популярный выбор. Опекуны могут взять в семью до четырех детей, которые будут жить в ней до совершеннолетия. Приемные родители получают «зарплату», а принятые дети-сироты — пенсию и льготы. Государство пристально следит за тем, чтобы в семье не нарушались права ребёнка. Этим занимаются специальные органы опеки и социальные службы.
Появление детей у нас в семье позволило мне лично реализовать свое основное предназначение, потому что по ряду причин, своих детей у меня нет. Я «вытащила» приемных сыновей из государственного дома и приняла в свой. Я хочу и могу дать им шанс на хорошую жизнь в будущем, передать свои знания и воспитать достойно. Мы с мужем, понимая огромную ответственность за судьбу детей, рады, что наша жизнь проходит не зря.
Выбор ребёнка: желание и реальность
Решению принять в семью чужого ребёнка всегда предшествует длительный период раздумий, сомнений, обсуждений и каких-то событий, подтолкнувших к действиям. Уже в этот подготовительный период потенциальные родители начинают «рисовать» в своем воображении образ будущего нового члена семьи: придумывают внешность, возраст, размышляют о том, кого бы им больше хотелось — мальчика или девочку, задумываются о количестве детей.
Все эти абстрактные представления о ребёнке, по свидетельствам сотрудников органов опеки, часто разбиваются о реальность.
В российских детских учреждениях редко встречаются белокурые «ангелы» с голубыми глазами и примерным поведением. Скорее, там больше ожесточившихся от предательства бывших родственников, никем до сих пор не любимых детей, похожих на маленьких взрослых. Именно поэтому в органах опеки можно услышать сакраментальную фразу: «Вы — не на рынке! Своих же вы не выбираете».
Да, будущие приемные родители действительно не на рынке. Однако на всех не хватает «златокудрых девочек и прелестных мальчиков с зелеными глазами». Вот почему сотрудники органов опеки не приветствуют жестких критериев, выдвигаемых людьми во время предварительных бесед о желании принять ребёнка в семью. Они же приводят массу примеров, когда после визита в детдом, люди принимают совершенно другое решение. Среда, в которой оказался ребёнок из детского дома, формирует и характер, и привычки, и поведенческие моменты.
Мне всегда хотелось иметь дочерей. Когда шла впервые в детдом, представляла себе одно, а когда увидела двух сестричек, сразу же поняла — мои. Сейчас смотрю на них и, кажется, что они даже больше похожи на меня, чем родные. Они и волосы расчесывают так же, как я. И повадки все мои. Чужим людям в голову не приходит, что среди девчонок есть приемные.
Приемные дети как честное зеркало
Квалифицированную помощь в непростой подготовительной работе окажут в специальной школе для родителей. Сделать это просто. Нужно обратиться в органы опеки.
Зачем нужна такая школа? Чтобы понять, готовы ли будущие родители принять в семью и полюбить ребёнка, который их пока не любит. Его уже однажды бросили и ничего хорошего в своей жизни он еще не видел.
Родительская школа нужна для обучения приемных родителей будущей непростой жизни с чужими детьми, появление которых — стресс, длящийся долго. Важно, чтобы люди поняли самих себя, ощутили меру ответственности за будущее ребёнка, а потом уже принимали решение.
У меня уже был опыт педагогической работы в школе и двое «кровных» дочерей, с воспитанием которых я справлялась весьма успешно. Но я даже предположить не могла, какие трудности меня ждут с приемными девочками! На моих «дочерей» из детского дома обычные педагогические приемы не действовали — все получалось с точностью «до наоборот». Если бы не занятия в школе приемных родителей, я бы такого сгоряча «наворотила»! Мне действительно бывало очень тяжело, но девочки помогли мне многое узнать о себе. Они, как лакмусовая бумажка, проявляют то, что тебе было незаметно в прежних семейных отношениях. А для понимания нужны конкретные знания, и получить их можно лишь общаясь с более опытными родителями и квалифицированными педагогами и психологами.
Польза школ для приемных родителей очевидна:
- люди получают возможность реально оценить свои силы и меру ответственности, принимая детей в семью;
- будущим родителям рассказывают о типичных ошибках и возможных разочарованиях при знакомстве с ребёнком;
- приемные родители научатся приемам общения с детьми и правилам преодоления негативного опыта у детей;
- взрослые получат помощь более опытных родителей и научатся способам психологической разгрузки.
Самое ценное — моральная поддержка будущих приемных родителей со стороны сотрудников школы, социальных педагогов и психологов.
Сейчас все граждане, решившие принять ребёнка в семью, проходят специальную подготовку в школах приемных родителей. Но этой подготовки часто недостаточно. Приемной семье нужно иметь возможность в любой момент обратиться за помощью к профессионалам в сфере семейного устройства. Такая возможность существенно снижает риски возвратов приемных детей в учреждения. Кроме этого, очень важно формирование в обществе толерантного отношения к приемным семьям.
К сожалению, система сопровождения приемных семей в нашей стране только формируется. Квалифицированных специалистов, умеющих работать с приемными семьями, не хватает. Фонд «Дети наши» вносит свой вклад в развитие этой системы. В городе Сафоново Смоленской области психологи Фонда проводят Клуб приемных семей, где родители могут в неформальной обстановке обсудить то, что для них важно, и получить поддержку от ведущих клуба и друг от друга.
Ребёнок, оставшийся без родителей, пережил много плохого к моменту вашей встречи. Избавиться от тяжелого груза сразу ему не удастся, поэтому неторопливая помощь приемных родителей таким детям очень нужна.
Не ждите, что приемный ребёнок полюбит вас моментально. Позвольте ему развиваться и помогите вырасти счастливым. Главное для родителей помнить, что добрые семена прорастают лишь в подготовленном грунте.
Вернуть, нельзя оставить
Существует печальная статистика, подтвержденная органами опеки: количество возвратов детей обратно в детский дом почти равно количеству взятых в семью.
Почему так происходит? Причины разные:
- несовпадение желаний и действительности, с которой будущие приемные родители сталкиваются в детском учреждении;
- взрослые не смогли «держать удар» — у ребёнка оказалось все «слишком»: гиперактивность, трудный характер, проявившиеся заболевания;
- слишком завышенные требования к ребёнку;
- приемные родители обнаружили, что не испытывают никаких чувств к ребёнку.
Количество возвратов напрямую связано с «человеческим фактором», взрослые не всегда понимают, что ребёнок из детдома закрыт и насторожен, а своими действиями проверяет и родительское терпение, и мир вокруг. Не все выдерживают эту проверку.
К сожалению, ситуации, при которых приемные родители изъявляют желание вернуть приемного ребёнка обратно в учреждение, довольно часты. Более того, таких детей примерно одна треть. Принимая ребёнка в семью в маленьком возрасте, родители возвращают его зачастую в предподростковом или подростковом периоде, когда его шансы найти семью стремятся к нулю. Причин для этого может быть много.
Неконструктивные мотивы принятия ребёнка в семью
К неконструктивным мотивам относятся мотивы, когда приемный ребёнок осознанно или бессознательно рассматривается как средство для решения проблем, улучшения жизни его родителей:
- использование ребёнка в качестве «клея» для собственных отношений, когда свои дети уже выросли, и родители с удивлением обнаружили, что больше их вместе ничего не связывает, поговорить не о чем и других общих интересов попросту нет. Ребёнок не может быть «спасателем» отношений, зачастую наоборот — он как «лакмусовая бумажка» покажет те проблемы, которые на данный момент существуют в семье. Ребёнок, травмированный потерей родителей, нуждается в большом количестве терпения, мудрости, понимания. И когда он «не справляется со своей функцией», чаще всего следует возврат.
- приемный ребёнок как способ «перепечь пирожок», если отношения с родными детьми не сложились. Скорее всего, эти приемные родители тоже станут кандидатами на возвращение ребёнка под опеку государства. Нужно понимать, что это совсем другой ребёнок, с другим прошлым и другим опытом, и исправить ситуацию благодаря ему не удастся. Более того, не решенные конфликты с родными детьми могут обостриться на этом фоне.
- способ замены одного ребёнка другим, в ситуации, когда ребёнок погиб или был абортирован. Попытка заменить одного человека другим — всегда плохая идея. Посудите сами, как долго вы сможете выдержать, если вас будут постоянно сравнивать с кем-то? Просить выглядеть иначе, более похоже на того, по кому тоскуют. Говорить и поступать как он? Взрослый здоровый человек скорее всего откажется от таких отношений, но ребёнок желающий обрести свою семью во многих случаях старается подыграть из страха быть отвергнутым. Вопрос в том, насколько долго его хватит? И к чему приведет такой опыт? Помимо травмы вторичного отказа от ребёнка вполне возможно, что он усвоит множество других «уроков». Например, «меня таким любить не могут», «людям доверять нельзя», «чтобы меня любили, я должен постоянно угождать в ущерб своим желаниям». Отдельная ситуация на мой взгляд складывается, если семья, желающая принять ребёнка, прошла через аборты. Такие мотивы могут быть не осознаваемыми, и поэтому, особенно опасными, потому что они могут звучать так: «хочу, чтобы меня кто-то ждал», «нужна подружка» или «кто принесет стакан воды», «чтобы ребёнок не рос эгоистом» (родной).
Завышенные требования к ребёнку
Если семья имеет жесткие установки в отношении ребёнка, она тоже может оказаться в группе риска. К примеру, родители требуют от ребёнка отличных оценок и, как следствие, блестящего будущего. Даже если ребёнок замечательно учился, находясь в интернате, это ничего не гарантирует. Адаптация в новой семье может негативно сказаться на учебе. Ведь взрослые люди, когда им тяжело, и сами склонны ухудшать свои показатели на работе, то чего уж ждать от ребёнка? Ребёнок взрослеет и на первый план выходят интересы, связанные с друзьями и общением с другим полом, в такой ситуации очень многие дети также отодвигают учебу на второй план. Сюда же относятся и более индивидуальные ситуации. Например, приемная семья очень религиозна, а ребёнок или вообще не имел опыта в этой сфере, или его родители относились к другой конфессии. В такой ситуации излишнее давление или не совпадение ценностей могут привести к развитию конфликта и, как следствие, возвращению ребёнка в интернатное учреждение.
Семье не хватает сил, чтобы справиться с проблемным поведением ребёнка
Подобное поведение вполне может быть обусловлено его травматичным прошлым. Особенно сложные случаи — это сочетание у ребёнка серьезных психологических и медицинских проблем. Какими бы замечательными не были родители и их мотивы, сил может не хватить. К сожалению, в стране пока недостаточно развита система сопровождения семей с приемными детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В России до сих пор полны детские дома, несмотря на усилия многих людей сократить число сирот.
Государственные детские учреждения не решают все проблемы маленького человека, лишенного семьи. Больше всего дети нуждаются в любящих родителях и семейном уюте. В такой ситуации приемная семья должна стать не исключением, а правилом.