По мере того, как малыш подрастает и у него появляются новые потребности в пищевых веществах, одной из самых важных тем для обсуждения среди родителей становится прикорм и те методики, которые стоит использовать при его введении. Сегодня есть как классическая, традиционная или как ее еще называют, педиатрическая схема прикорма, по которой из месяца в месяц по определенным этапам вводится новая пища, а также альтернативный путь — введение микродоз обычной еды с общего стола как способ знакомства и адаптации к пище — педагогическая или обучающая форма прикорма. Какими же плюсами и минусами обладает каждая из них?
Педиатрический прикорм: классика и современность
Хотя этот вид прикорма практикуется давно, но со времени его внедрения в практику схемы много раз менялись и претерпевали значительные изменения ввиду того, что изменяется и питание детей. Если ранее грудное вскармливание младенцев старше 3-6 месяцев было редкостью и росло практически целое поколение искусственников или детей, взращенных на манной каше и коровьем молоке, то сегодня многие матери кормят детей грудью долго и активно.
Кроме того, научные данные, полученные по мере того, как внедрялся прикорм, вносили коррективы в его схемы. Научно доказана нецелесообразность и вредность введения первыми соков в возрасте 3-4 недель, а также раннего начала как такового прикармливания вообще. В связи с этим существенно изменилась и схема, если сравнить ее с той, что практиковалась одной из первых в 50-60е годы прошлого века. Сегодня педиатрический прикорм, вне зависимости от типа вскармливания — естественного или искусственного, рекомендуют вводить не ранее 5,5-6 месяцев жизни, когда органы пищеварения полноценно дозрели до приема более взрослой пищи.
Физиологические основы прикорма
Изначально педиатрический прикорм был разработан как питание для искусственников, кормящихся мало адаптированными смесями и кашами, коровьим молоком, в силу чего не получающих всех необходимых микроэлементов и витаминов, нутриентов для роста и развития. Поэтому в первых его вариантах были рано вводимые соки как источник натуральных витаминов, кисломолочные продукты — как источник бифидофлоры и кальция с белком, а также мясо, овощи и фрукты для стимуляции моторики. Для того, чтобы полноценно покрывать все потребности ребёнка, порции такого прикорма должны были быть достаточно объёмными, и поэтому питание постепенно доводилось до стандартных значений — 100 г продуктов или 200 мл жидкостей на прием. Постепенно затем нужно было заменять детские пюре и кашки на более взрослое питание, вводя уже продукты с обычного стола — супы, вторые блюда и десерты. По постулатам этого стиля прикорма к годовалому возрасту ребёнок переводится на относительно «взрослое» питание.
Какая схема педиатрического прикорма самая верная?
В зависимости от опыта, времени обучения в МедВУЗе и стажа работы, педиатры имеют свои схемы прикорма, к которым они привыкли и особенностями которых они лучше всего владеют. Но многие из них, разработанные и внедренные в прошлом веке, устарели и не отвечают современным реалиям, как по виду продуктов, так и по состоянию здоровья и особенностям питания детей. Поэтому вопросом детского питания подробно и углубленно много лет занималась авторитетная медицинская организация — ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения), которая рекомендовала для международного использования схему прикорма, которая на сегодня и является ключевой. Она основана на знаниях физиологии пищеварения детей и данных по грудному вскармливанию, а также введению смесей, что позволяет наиболее физиологично и без вреда для здоровья перевести детей на взрослое питание.
По данным ВОЗ прикорм стоит вводить не ранее 6 месяцев жизни детям на грудном вскармливании, и не ранее 5,5-6 месяцев на искусственном питании. Любые другие варианты на сегодня признаны менее безопасными и физиологичными, что ограничивает их применение.
Плюсы и минусы педиатрической схемы
Если говорить о минусах прикорма, он:
- стандартизированный и не учитывает пищевого интереса и индивидуальных особенностей крохи, который может к полугоду еще быть не готовым к новой пище.
- Требует отдельной посуды, определенных рецептов и материальных, физических и иных затрат на его приготовление или покупку. Первое время много продукта просто пропадает из-за того, что ребёнок не съедает положенную порцию.
- Кормление ребёнка отдельно, так как он пока не владеет культурой приема пищи, приводя в беспорядок кухню, стол и себя самого.
- Сложнее формируются навыки жевания и глотания из-за пюрированной консистенции пищи и отсутствия в первых прикормах плотных кусочков.
- Пресный вкус не у всех детей стимулирует аппетит, что приводит к необходимости идти на различные ухищрения, чтобы накормить кроху кашей или пюре.
Плюсы прикорма по данной схеме:
- Строго заданные объёмы пищи, а значит вместе с нею белка, жиров и всех остальных нутриентов.
- Обучение пользованию ложкой, тарелкой и салфеткой.
- Простота, если используется баночный прикорм, не нужно думать о приготовлении и составе еды, она уже готова.
Педагогическая форма прикорма
Данный вид прикорма также имеет различные варианты и, по сути, является способом знакомства ребёнка с пищей общего стола. Он больше подходит грудничкам, которые в любое время могут заесть взрослые продукты грудным молоком, дополучив необходимые нутриенты вдобавок к тем микродозам, что получены от новых продуктов.
Суть его в том, чтобы не заменять кормления грудью (или смесью), а дополнять их новыми продуктами, которые ребёнок сам берет из тарелок родителей. Таким образом он знакомится с взрослой пищей и новыми вкусами, объёмами и консистенциями, что прививает ему новый вкус и учит жевать и глотать пищу. Это же помогает научиться кушать самостоятельно, изначально руками, а только затем приборами. Он во всем копирует поведение родителей, и, видя, как те поглощают пищу, он таким же образом начинает копировать их пищевое поведение. То есть пищу он ест тогда, когда полностью готов к прикорму, и не когда решили светила медицины, разработавшие стандартные схемы.
Принципы педагогического прикорма
При данной форме прикорма принципы подобного введения пищи таковы, что сам ребёнок, а не родители и врач решают, когда и сколько еды съесть, какие из продуктов выбрать и в каком объёме. То есть получается аналог кормления ребёнка по требованию, только не грудью, а уже продуктами прикорма. И если он считает, что ему нужно съесть ложку — он не съест больше, как бы его не уговаривали. Не менее полезно это будет и искусственникам, даже учитывая строгие объёмы смеси, которые ему дают через определенные интервалы времени.
Плюсами данного метода будут:
- Ребёнок сам определяет виды и объёмы пищи, хорошо стимулируется и формируется аппетит, не нужно уговоров.
- Меньше риск аллергии на продукты, которые он пробует в силу мелких доз пищи и выбора ребёнка, он знаком с этим питанием еще внутриутробно через мамин организм.
- Не нужно отдельно готовить ребёнку еду.
Минусы данного метода:
- стоит следить при этом за своим рационом, чтобы в родительской тарелке были здоровые и полезные продукты.
- ребёнок ест еду руками, что делает сложным приучение его к приборам и культуре приема пищи за столом.
- нужно строго следить за тем, как ест ребёнок, чтобы он не подавился крупными кусочками, есть малыш может только под строгим контролем родителей.
- не всегда за счет таких малых объёмов можно полностью восполнить необходимое количество нутриентов растущего организма.
Питание — это не только источник энергии для роста детей, но и залог полноценного развития челюстно-лицевой области. Если говорить о пользе введения прикорма для развития челюстно-лицевой области крохи, то педприкорм наиболее полезен.
Для полноценного роста и развития челюстно-лицевого скелета жевательным мышцам нужна полноценная нагрузка, а получить ее можно только при жевании. Педприкорм, кусочки пищи, научат малыша жевать и обеспечат ту нагрузку, которая необходима. Особенно рекомендован педприкорм малышам, находящимся на искусственном вскармливании. Дело в том, то при сосании груди, кроха вынужден трудиться, а вот сосание бутылочки не так сложно, следовательно, у детей-искусственником, чаще всего встречаются ортодонтические проблемы: недоразвитие челюстей, скученность зубов и, как следствие, множественная форма кариеса.
Нельзя говорить о том, что педиатрический прикорм не полезен — это также источник полезных веществ, которые необходимы для полноценного роста челюстей и минерализации зубов.
Для профилактики проблем с челюстно-лицевой областью, стоматологами рекомендовано как можно раньше научить ребёнка жевать, давать жевательную нагрузку на мышцы. Именно это будет эффективной мерой профилактики формирования ортодонтических проблем.