Схемы прикорма: пюре или кусочки пищи для ребенка
Автор - врач педиатр
Парецкая Елена МихайловнаЭксперт
Голубев Михаил АркадьевичПо мере взросления, начиная с возраста 6-ти месяцев, ребенку постепенно нужно введение новой пищи, которую врачи называют прикормом. Ранее не было каких-либо вариантов, всем детям вводили новое питание в виде пюре, начиная с небольших объемов, доводя порции до возрастных норм. В начале 2000-х годов появились новые модные тенденции в питании детей, находящихся на грудном вскармливании, — педагогическая схема прикорма или введение еды со стола родителей. При ней мать знакомит ребенка с блюдами из своей тарелки, давая еду маленькими кусочками, которые кроха способен разжевать и проглотить. Чем же они принципиально разнятся, каковы плюсы и минусы обеих схем?
Грудное вскармливание: когда пора есть новое?
Грудное вскармливание подразумевает постепенное знакомство с новой пищей прикорма не ранее полугода. На сегодняшний день к подобной же схеме постепенно приводят и детей на искусственном вскармливании. Это оправдано составом современных смесей, максимально адаптированных к потребностям детей и покрывающих все их потребности в калориях и нутриентах, и особенностями созревания пищеварительного тракта. Поэтому врачи, будь то искусственное, грудное, либо смешанное вскармливание, не торопят родителей с началом прикорма, советуя подождать наступления второго полугодия жизни.
Но подходит пора, и встает вопрос о том, как и чем прикармливать детей, начинается изучение материалов и схем, и всплывает два варианта питания — педагогический и педиатрический прикорм. Что это за методики, чем они принципиально отличаются? Почему педагогический прикорм рекомендован детям на грудном вскармливании и не применяется у искусственников?
Схемы прикорма: классика и современность
В начале века стали все чаще говорить о новой схеме прикорма, принципиально отличной от традиционного подхода видами продуктов, с которыми знакомят малыша. Сегодня можно встретить термин «педагогический прикорм» в материалах и статьях по кормлению грудью и детскому питанию, а также руководствах по педиатрическому (или, по-другому, классическому виду) прикорму. Мамы спорят о преимуществах и недостатках каждого из них, совсем не задумываясь о сути этих «принципиально различных» методов.
Однако национальные руководства и схемы питания, педиатрические учебники и трактаты по диетологии не выделяют понятия «педагогический прикорм». Этот термин изначально пошел из модных в начале 2000 годов центров материнства и детства, каждый из которых хотел удивить каким-то своим особенным методом, преподнести, так сказать, «изюминку». Многие из них практиковали естественное родительство и «педагогический прикорм». Это был своего рода культ еды, семейный ритуал, где каждому члену семьи отводилось особое место, в том числе и ребенку. Однако это было вовсе не их изобретение.