Учитель — ключевая фигура школьной жизни, от которой зависит психологический комфорт школьника. Спустя много лет после окончания школы люди с теплотой вспоминают одних педагогов, а о других не всегда отзываются позитивно. Учитель может иметь множество профессиональных наград, любить свой предмет, но при этом не обладать личными качествами, способствующими росту популярности у учеников. Отношение к школе в целом и к конкретному предмету, в частности, во многом зависит от личности преподавателя.
Влияние учителя на развитие школьника
Младший школьный возраст — один из важных этапов в развитии ребёнка. Для одних детей первой ступенью социализации становится детский сад, для других — школа. Именно школа и детский сад формируют первые навыки дисциплины и распорядок дня. Ребёнок приучается к необходимости приходить к определенному времени, делать домашние задания и расширять навыки самостоятельности.
Школа продолжает раскрывать перед ребёнком мир других людей и развивать навыки общения. От отношений с первым учителем во многом зависит успешная социализация младшего школьника. Если ему попадается внимательный педагог, уважающий интересы детей и искренне любящий свою работу, то ребёнок будет с удовольствием посещать школу. К сожалению, сегодня в школе иногда работают люди, которые не любят и не уважают детей и стремящиеся к проявлению агрессии. Уроки у такого педагога не оставляют позитивных воспоминаний у учеников.
Хорошие отношения с учителем влияют и на самооценку младшего школьника. Если педагог начальных классов хвалит его и отмечает достижения, то такому ребёнку проще поверить в себя и свои когнитивные способности. Спустя много лет бывшие ученики с теплотой вспоминают не только занятия, но и внеклассные мероприятия с конкретным учителем. Это может быть классный руководитель или педагог-предметник, проводящий для учеников экскурсии или походы в музей или театр. Внеклассные мероприятия дают представление о поведении преподавателя в менее формальной обстановке и способствуют сближению класса и педагога.
Признаки хорошего учителя: личные качества и интересные уроки
Хорошего педагога определяют не возраст и наличие сертификатов и даже не умение вести нестандартные уроки, отличающиеся от школьной программы. Большинство учеников считает хорошим педагога, который с уважением относится к классу и не делит детей на «любимчиков» и «изгоев». По мнению школьников и их родителей, личность хорошего педагога имеет следующие позитивные качества:
- умение спрашивать и слушать собеседника. Хороший педагог задает вопросы не с целью унизить ребёнка или запутать его. Он задает только такие вопросы, которые учат детей размышлять, и развивают их когнитивные способности;
- отношение к ученикам как к людям. Школьный класс представляет собой примерно 25-30 учеников из различных семей, с разными жизненными и поведенческими установками. Поэтому хороший педагог должен уметь найти подход не только к тем, кто проявляет к его предмету живой интерес, но и к тем, кто его не проявляет и даже ненавидит эту дисциплину;
- честность и благородство. К сожалению, сегодня эти качества не относятся к самым востребованным не только в школе, но и в других жизненных сферах. При работе в школе сохранять их особенно трудно, поскольку педагог работает с разными учениками и терпит своеобразное поведение вышестоящего руководства. Тем не менее, даже те ученики, чье поведение и отношение к жизни далеко от идеального, могут оценить действительно честного и благородного педагога;
- наличие других интересов, помимо школьных уроков. Спустя много лет после окончания школы бывшие ученики вспоминают не только повседневные занятия, но и время, проведенное с педагогом вне школы: лыжные походы, посещение театров, музеев или концертов. Например, если преподаватель литературы любит кино, то он может предложить ученикам нестандартный подход к прочтению классических произведений и предложить сравнить экранизации с романами или рассказами;
- чувство юмора. Это одно из лучших качеств, которыми может обладать не только личность педагога, но и любого человека. Умение переключить внимание учеников, рассказав забавный анекдот или случай из жизни, способствует не только эмоциональной разрядке, но и лучшему усвоению учебного материала;
- умение контролировать свои эмоции. Это один из признаков зрелости не только педагога, но и любого взрослого. Крик или физическое наказание ученика не прибавляют ему авторитета, потому что они не являются признаком силы. Если педагог хочет завоевать доверие класса, ему необходимы методы борьбы с профессиональным выгоранием и позитивной разрядки агрессии.
Хороший учитель остается в памяти учеников не только, как специалист, разбирающийся в своем предмете, но и как внимательный человек, интересный собеседник и мудрый наставник.
Качества личности учителя и хорошие отношения с учениками
Многие люди справедливо полагают, что хорошему педагогу нужно нечто большее, чем высокий уровень знаний по собственному предмету и мотивация к их передаче. Не только в школах, но и в высших учебных заведениях встречаются преподаватели, которые обладают всеми необходимыми профессиональными навыками и искренне любят свой предмет, но не все школьники и студенты способны гармонично взаимодействовать с ними.
Некоторые студенты и школьники часто отмечают, что несмотря на высокий профессионализм преподавателя, работать с ним тяжело из-за «тяжелого характера». И это не всегда является негативной характеристикой педагога, поскольку формулировка оставляет достаточно широкое поле для трактовки. «Тяжелый характер» преподавателя может проявляться в излишней любви к своему предмету, граничащей с фанатизмом. Педагог-«фанатик» нередко способен не видеть и не замечать людей в своих учениках и обладать авторитарным стилем общения. Его серьезный недостаток — твердое убеждение в том, что у учеников не должно быть других интересов, кроме изучения его предмета.
Действительно талантливый педагог должен обладать хорошими знаниями по возрастной психологии. Это позволит ему находить подход к различным группам учащихся — детям среднего школьного возраста или подросткам. Ему необходимо уметь работать не только с прилежными отличниками, но и с «двоечниками» или совсем трудными подростками.
Труд педагога не относится к числу самых легких. Ежедневная работа с большим количеством людей приводит к различным видам эмоционального выгорания. От эффективности борьбы с ним и умения строить отношения со школьным классом зависит успешная работа педагога и его отношения с учениками.