Подрастающий малыш радует родителей новыми достижениями и особенностями развития. Когда наступает время идти в детский сад, перед всей семьей встают вопросы, которые требуют разрешения. Родители волнуются о привыкании к новой среде, знакомятся с воспитателями группы и программами развития, начинают принимать активное участие в жизни детского коллектива. Психология детей на этом этапе развития подвергается изменениям. Они овладевают новыми способами взаимодействия, учатся общаться, приобретают новый социальный опыт.
Иногда адаптация протекает тяжело. Это может отражаться в частых заболеваниях, капризах, отказе от старых привычек, нежелании посещать детский сад. Родителям на этом этапе жизни следует быть максимально внимательными и терпеливыми. Родительская мудрость и понимание психологии детей должны стать главными помощниками в жизни всей семьи перед тем, как большой мир откроет двери для маленького человечка.
Трудности и опасности, которые подстерегают родителей и детей на этом жизненном этапе и способы их преодоления рассмотрены в этой статье.
Психология детей в период адаптации
Маленькие дети могут трудно приспосабливаться к новым условиям развития. Ребёнку сложно понять, почему дни, которые он проводил рядом с мамой и папой, вдруг сменяются буднями в детском саду, где много чужих и незнакомых людей. Все дети по-разному привыкают к новому коллективу. Легче всего это происходит у тех, кто с рождения обладает общительным характером, легко идет на контакт.
Труднее приходится тем, кто слишком привязан к матери. Такая привязанность обычно проявляется на эмоциональном уровне — ребёнок остро нуждается в матери, ее физической близости, помощи, ответах на вопросы. Когда ее нет рядом, малыш чувствует себя небезопасно. Он может испытывать тревогу, что мама больше не придет, что она его бросила или не любит.
Учитывая психологические и физиологические особенности детей, психологи советуют не отдавать ребёнка в детский сад, пока ему не исполнится 3 года. Считается, что именно к этому возрасту, у детей происходит здоровое «отделение» от матери и они готовы к тому, чтобы посещать новый коллектив.
Почему дети не хотят ходить в детский сад
Если адаптация проходит тяжело, то ребёнок может отказываться идти в детский сад, часто болеть, плакать и не отпускать родителей, выражая бурный протест. Такая реакция детей на самом деле является нормальной. Это означает то, что малыш психологически не готов посещать детский коллектив или для такого поведения имеются другие причины.
Психология детей раннего возраста такова, что малышу трудно или почти невозможно объяснить старшим то, почему он не желает менять привычный уклад жизни. Ребёнок в этом возрасте еще не обладает доступными способами рефлексии, поэтому иногда взрослым кажется, что он просто капризничает, и они пытаются силой или хитростью заставить его идти в группу. Такое поведение старших является ошибочным — они могут подорвать доверие ребёнка к себе, дать понять ему, что обманывать, чтобы добиться своей цели, — это нормально.
С детьми любого возраста, даже самыми маленькими, нужно быть честными и откровенными. Взрослые ошибочно предполагают, что ребёнок ничего не понимает. Он еще не достаточно обладает аналитическим мышлением, но все, что происходит в жизни маленького члена семьи, откладывается в его подсознании.
Причины для отказа посещения детского сада могут быть самые разные.
- Страх.
Психология детей такова, что они могут бояться того, чего не знают, а детский коллектив для них в этом случае — незнакомое место.
- Нежелание отпускать мать.
Этому подвержены те, кто на эмоциональном уровне сильно привязан к матери. Обычно такая семья отличается гиперопекой — когда ее члены делают за ребёнка то, что он может сделать самостоятельно, чрезмерно опекают и оберегают его, не дают получать собственный опыт, постоянно беспокоятся за здоровье и безопасность. Таким детям запрещается исследовать лестницы и горки во дворе, приближаться к птицам или животным, подвижные игры, виды спорта, свободные прогулки на улице — не для них. Соответственно, адаптация к саду в такой семье будет очень затруднена.
- Неумение устанавливать контакт.
Ребёнок может не хотеть идти в детский сад, потому что не умеет общаться. Причиной этому может быть застенчивость как черта характера или более серьезные психические проявления, такие как аутизм, выраженный невроз.
Что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку
Родителям во время адаптации нужно быть очень внимательными к тому, что происходит с маленьким членом семьи. Стоит прислушаться к советам психологов и до 3 лет подержать ребёнка дома, чтобы не травмировать его психику несвоевременным отделением от матери. Исключения составляют те случаи, когда малыш очень общителен и сам желает посещать группу детского сада, даже если ему еще нет 3 лет.
К детскому саду стоит начать готовить заранее. Честные разговоры о том, что придет время, мама выйдет на работу, а малыш, чтобы не скучать, пойдет детский сад — создадут почву для безболезненной адаптации. Чем легче родители преподнесут ребёнку новую информацию, тем проще и с удовольствием он ее воспринимает.
Психология детей такова, что они очень тонко чувствуют настроение мамы и ее отношение к чему-либо. Если взрослые тревожатся, обреченно вздыхают по поводу посещения детского сада, а ребёнку говорят, что там будет хорошо и весело, то не стоит ждать, что он пойдет туда с удовольствием. Чтобы это произошло, члены семьи должны сами ждать этого времени с радостным волнением, словно готовятся к веселому празднику.
Полезным будет посетить детский сад заранее, познакомиться с воспитателями и детьми, немного поиграть. Психологи советуют в первые месяцы оставлять детей в группе на 1,5-2 часа, пока те не привыкнут. Хорошо давать малышу с собой любимую игрушку или фотографию семьи, которую он сможет разглядывать, когда заскучает. Обязательно выслушивайте рассказы малыша после сада, поощряйте его инициативу в общении, удивляйтесь, смейтесь, огорчайтесь вместе с ним. Так он не будет чувствовать себя одиноко и поймет, что детский сад — это не место, куда мама «сдает» его каждый день, а важная часть жизни с новыми друзьями и веселыми впечатлениями.