Оглянитесь. Вокруг нас люди — продавцы в магазине, коллеги, семья, водители в автобусе и остальные представители общества. Мы вступаем в контакт с ними, хотим этого или нет. С кем-то мы общаемся с огромным желанием, с кем-то вынужденно, но уйти от этого невозможно. Разбираясь, в психологии межличностных отношений, можно сделать любое общение более рациональным и приятным.
Типы межличностных отношений
В зависимости от того, с кем и по какой причине нам приходится общаться, можно выделить следующие группы межличностных отношений:
- Официальные. Это круг общения, ограниченный нормами и правилами. Обычно при этом типе отсутствуют личные, преобладают служебные отношения. Примером может служить общение с представителями закона.
- Деловые. Это отношения, которые несут взаимную выгоду. Пример — отношения работодателя и работника, или бизнес-партнёров.
- Неофициальные. Отношения, которые приносят удовольствие от общения. Взаимодействие в клубе по интересам или во время дружеской вечеринки — пример неофициальных отношений.
- Личные. Этот тип отношений связан с эмоциями. Такие отношения не складываются быстро и могут носить как позитивный, так и негативный характер.
Невозможно отделить какой-то вид отношений друг от друга. Они все могут сплетаться. Даже при официальных отношениях может случиться ситуация — представитель закона окажется близким человеком. В таком случае официальные отношения переплетаются с личными.
Принципы построения межличностных отношений
Чтобы общение было комфортным, приносило удовольствие и пользу, следует придерживаться некоторых правил:
- Встречают по одёжке. Принцип известен всем. Но это относится не только к одежде. При первой встрече будьте доброжелательны. Пусть ваша внешность и манеры вызывают желание общаться. Помните, что надменный вид может оттолкнуть, а первое впечатление нельзя повторить дважды. Самыми главными считаются первые 4 минуты.
- От улыбки станет всем светлей. Улыбка располагает к себе собеседника. Кроме того, и вы сами будете получать позитивный настрой. Но улыбаться нужно искренне, потому что фальшь может настроить против вас.
- Не спрашивайте, если не готовы услышать отрицательный ответ. Начинайте обсуждение с тех вопросов, по которым нет явных разногласий. Первое «нет» на ваше предложение, испортит настроение и дальше строить разговор будет некомфортно. Ваш собеседник может испытывать чувство вины от отказа в начале разговора. Кроме того, существует мнение, что ответив 9 раз «да», партнёр и на десятый ответит положительно. Если тема для разговора щекотливая, начните с отвлечённых вопросов, на которые будет дан положительный ответ. Так установится дружелюбная атмосфера.
- Слышать, а не только слушать. Это умение, которому можно и нужно учиться. Услышать суть — значит правильно отреагировать, задать правильные вопросы, уловить настроение и понять. Всё это улучшает коммуникацию в любом типе отношений.
- Не судите, да не судимы будете. Если вы начнёте критиковать коллегу за спиной, вызовете недоверие, и к вам будут относиться с опаской.
- Забудьте, что в спорах рождается истина. Спорщиков не очень любят. Если вы не согласны с собеседником, аргументируйте и убеждайте. Уважайте чужое мнение.
- Искренний интерес к другим людям и их принципам вызовет к вам симпатию. Всем приятно неподдельное внимание. Запомните, как зовут собеседника и обращайтесь по имени. Панибратское отношение нравится не всем, поэтому разговаривайте на «Вы».
- Не давайте волю нервам. Раздражительность не поможет вам при отношениях. Если вы чувствуете, что сорвётесь — найдите причину выйти и успокойтесь. А потом продолжайте разговор.
- Забудьте про приказы, ведь вы не в армии. Стройте разговор так, чтобы человек сам захотел сделать или помочь.
- Не унижайте. Даже если у собеседника что-то пошло не так, помогите ему выбраться из трудной ситуации и сохранить лицо.
Общение бывает всяким. Иногда оно радует, иногда расстраивает. Но от вас зависит, какие эмоции будут преобладать при межличностном общении.