Психология общения врача и пациента

Понимание и непонимание во время коммуникации включают в себя социальную перцепцию (способность воспринимать и понимать других людей, их мысли, эмоции и намерения, выраженные не только словами) и интерпретацию (истолкование, разъяснение смысла сказанного или мнения). Эти процессы — основа любого общения. Раскроем, что включает в себя психология контакта врача и пациента и определим, как повысить эффективность и избежать конфликтов.

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Виды общения

Человеческая деятельность невозможна вне коммуникации. Общение является сложным многоплановым процессом, основанным на взаимопонимании и уважении друг друга. Диалогическое общение, в свою очередь, включает в себя два основных типа.

  • Первый тип — авторитарное, или директивное. Оно проявляется в принуждении по отношению к одному из участников общения. В отношениях между врачом и пациентом принуждение может проявляться как попытка следовать инструкциям и назначениям или, напротив, не соблюдать их. В любом случае принуждение — не эффективный способ общения, который приводит к конфликтам.
  • Второй тип — это диалогическое общение. С точки зрения психологии врача и пациента как участников отношений это продуктивный и желательный способ общения. Он заключается в формировании диалога между людьми, когда они ясно выражают свои мысли и способны слышать оппонента. Главный принцип такого общения — это равноправие.

Почему общение — это сложный процесс?

Во время коммуникации, когда человек приходит на приём к специалисту или обращается за помощью, никто не знает, как сложится это общение, особенно в случае, если пациент не выбирает врача специально, опираясь на ранее сформированную симпатию к нему. Так, мы получаем ситуацию, где встречаются два совершенно разных человека. Их темпераменты могут различаться, мировоззрение быть противоположным, а типы личности такими, что, во время общения возрастает риск возникновения конфликта.

В этом случае рекомендации могут быть следующими:

  • избегать желания оценить пациента или врача как личность, приписывая ему те или иные качества характера;
  • стараться удерживать в голове цель коммуникации вместо переживания сильных чувств раздражения и осуждения;
  • помнить, что люди не должны нам нравиться специально, они могут быть такими, какие есть;
  • стараться придерживаться цели общения, не «нагружая» её симпатией или антипатией.

Принципы продуктивного общения

Взаимоотношения между врачом и пациентом должны быть основаны на следующих принципах:

  • доверительность;
  • равенство;
  • постановка проблемы;
  • нахождение решения.

Ученые Саратовского государственного медицинского университета выделяют важность установления контакта с пациентом, опираясь на его индивидуально-психологические особенности. «Управляемый разговор» — так специалисты называют контакт с пациентом, который включает в себя сбор анамнеза и назначение дальнейшего лечения. Схема работы с пациентом для достижения эффективного результата:

  • Интерпретация. Специалист уточняет, что происходит с пациентом.
  • Информативность. Врач сообщает больному необходимую информацию и даёт инструкцию — маршрут лечения.
  • Договорённость. Врач помогает пациенту принять решение относительно обследований, сопровождает его на этапе лечения и выздоровления.

Таким образом, для достижения успешного результата лечения необходимо, чтобы и врач и пациент обладали необходимыми коммуникативными навыками, ведь без общения друг с другом и понимания не удастся решить проблему физиологического или психологического характера.

Использованы фотоматериалы Unsplash

Читайте далее

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.
Опубликовано 08.04.2024 23:07
Рейтинг статьи:
4,8

Использованные источники

Профессиональная культура общения врача / Аникина А. А. 2016
Источники «Психология общения врача с пациентом» / Рожкова В.П., Соколова А.В. Саратовский ГМУ 2016

Читайте также

Психология человека и эффект дежавю: причины возникновения
Любой человек, переживший дежавю, стремится понять этот феномен и узнать о нем больше. Попробуем приоткрыть завесу таинственности.
Бесплодие у мужчины: психология и физиология
Сегодня мужское бесплодие все чаще становится причиной того, что у супружеской пары нет детей, и важно пройти обследование.
Психология неудач: как перестать был лузером
Что такое «не везет», откуда оно берется, и как избавиться от невезучести: советы от MedAboutMe.
Как выйти из депрессии: советы психологов
Лечение депрессии у психолога: правда о популярных советах.
Больные болезнью Альцгеймера: психологические методы поддержки
Болезнь Альцгеймера тяжела не только для пациента, но и для его родных. Как помочь больному?
Психология астмы, или Зачем астматику интернет
Когда в душе печаль, а в груди бронхиальная астма – куда податься пациенту за информацией и поддержкой?