Психология общения врача и пациента

Понимание и непонимание во время коммуникации включают в себя социальную перцепцию (способность воспринимать и понимать других людей, их мысли, эмоции и намерения, выраженные не только словами) и интерпретацию (истолкование, разъяснение смысла сказанного или мнения). Эти процессы — основа любого общения. Раскроем, что включает в себя психология контакта врача и пациента и определим, как повысить эффективность и избежать конфликтов.

Как заниматься дома фитнесом не хуже чем в зале: обзор сервисов и приложений для онлайн-тренировок

Интернет может заменить даже занятия в зале. Рассказываем, как заниматься фитнесом дома: обзор тренировок в онлайн-режиме.

Виды общения

Человеческая деятельность невозможна вне коммуникации. Общение является сложным многоплановым процессом, основанным на взаимопонимании и уважении друг друга. Диалогическое общение, в свою очередь, включает в себя два основных типа.

  • Первый тип — авторитарное, или директивное. Оно проявляется в принуждении по отношению к одному из участников общения. В отношениях между врачом и пациентом принуждение может проявляться как попытка следовать инструкциям и назначениям или, напротив, не соблюдать их. В любом случае принуждение — не эффективный способ общения, который приводит к конфликтам.
  • Второй тип — это диалогическое общение. С точки зрения психологии врача и пациента как участников отношений это продуктивный и желательный способ общения. Он заключается в формировании диалога между людьми, когда они ясно выражают свои мысли и способны слышать оппонента. Главный принцип такого общения — это равноправие.

Почему общение — это сложный процесс?

Во время коммуникации, когда человек приходит на приём к специалисту или обращается за помощью, никто не знает, как сложится это общение, особенно в случае, если пациент не выбирает врача специально, опираясь на ранее сформированную симпатию к нему. Так, мы получаем ситуацию, где встречаются два совершенно разных человека. Их темпераменты могут различаться, мировоззрение быть противоположным, а типы личности такими, что, во время общения возрастает риск возникновения конфликта.

В этом случае рекомендации могут быть следующими:

  • избегать желания оценить пациента или врача как личность, приписывая ему те или иные качества характера;
  • стараться удерживать в голове цель коммуникации вместо переживания сильных чувств раздражения и осуждения;
  • помнить, что люди не должны нам нравиться специально, они могут быть такими, какие есть;
  • стараться придерживаться цели общения, не «нагружая» её симпатией или антипатией.

Принципы продуктивного общения

Взаимоотношения между врачом и пациентом должны быть основаны на следующих принципах:

  • доверительность;
  • равенство;
  • постановка проблемы;
  • нахождение решения.

Ученые Саратовского государственного медицинского университета выделяют важность установления контакта с пациентом, опираясь на его индивидуально-психологические особенности. «Управляемый разговор» — так специалисты называют контакт с пациентом, который включает в себя сбор анамнеза и назначение дальнейшего лечения. Схема работы с пациентом для достижения эффективного результата:

  • Интерпретация. Специалист уточняет, что происходит с пациентом.
  • Информативность. Врач сообщает больному необходимую информацию и даёт инструкцию — маршрут лечения.
  • Договорённость. Врач помогает пациенту принять решение относительно обследований, сопровождает его на этапе лечения и выздоровления.

Таким образом, для достижения успешного результата лечения необходимо, чтобы и врач и пациент обладали необходимыми коммуникативными навыками, ведь без общения друг с другом и понимания не удастся решить проблему физиологического или психологического характера.

Читайте также

Детская психология: готовимся к встрече со стоматологом
Изучаем нюансы детской психологии, чтобы поход к зубному врачу не превращался в кошмарное для ребенка событие.
Психология сложных отношений: не сошлись характерами
Мужчина и женщина представляют собой прекрасный союз. Но бывает так, что противоречия характеров могут сильно испортить отношения в семье. Как помочь любящей паре?
Клиническая психология: особенности профессии клинического психолога
Психосоматическое заболевание? Подозрение на психическое расстройство? Зависимое поведение? Нужна консультация клинического психолога: вот его компетенции и возможности.
Какие слова помогут спасти любовь?
«Словом можно убить и спасти» – говорили древние. Какие слова помогут помириться и сберечь любовь?
Психология детей: как понять ребенка?
Почему ребенок не слушается и откуда берутся детские страхи? Психология общения родителей и детей
Медицинский психолог: с чем поможет справиться специалист?
В каких случаях не стоит откладывать посещение клинического психолога?
Опубликовано 08.04.2024 23:07
Рейтинг статьи:
4,8

Использованные источники

Профессиональная культура общения врача / Аникина А. А. 2016
Источники «Психология общения врача с пациентом» / Рожкова В.П., Соколова А.В. Саратовский ГМУ 2016
Использованы фотоматериалы Unsplash

Читайте далее

Малыш едет на дачу

Очень многие современные родители стараются почаще вывозить городских детей отдохнуть на даче. Это не только приятно, но и полезно для малыша.