В настоящее время процент детей, которые страдают от НОСИ (нарушение обработки сенсорной интеграции) достаточно велик. Нарушение сенсорной чувствительности может проявляться в двух вариантах: повышенный или сниженный уровень восприятия информации. Это значит, что ребёнок, страдающий от нарушений сенсорной интеграции, чрезмерно восприимчив к сигналам, поступающим из окружающей среды, например, раздражается от одежды, прикосновений, звуков — или наоборот — не воспринимает информацию, которая его касается — не реагирует на свое имя, не ощущает запах или вкус, не понимает мимику, жесты, эмоции других людей.
Тревожные симптомы в поведении ребёнка
Родители могут понять, что у ребёнка наблюдаются проблемы в системе сенсорной интеграции, если у него наблюдаются следующие привычки в поведении.
Признаки чрезмерной чувствительности:
- не любит прикосновений к коже;
- тревожится, когда до него дотрагиваются;
- сопротивляется, если его пытаются взять на руки, обнять, поцеловать;
- противится переодеванию;
- испытывает страх от неожиданных прикосновений;
- ведет себя беспокойно в ситуациях, где приходится сталкиваться с большим количеством людей — среди толпы;
- пытается увернуться от любого воздействия на волосы — не позволяет расчесывать себя, плачет, не выносит шапок;
- чувствителен к постельному белью — не может лежать, спать на простынях, если там есть складки, неровности, шероховатости;
- избегает любого тактильного контакта с людьми, которые не относятся к кругу близких. В некоторых случаях избегает также близкого телесного общения с родными;
- повышенная чувствительность к воде — любые попытки вымыть его воспринимаются болезненно. Брызги, капли воды на коже вызывают беспокойство, раздражение или панику;
- любое повреждение на коже воспринимается как серьезная рана. Ребёнок кричит и плачет так, будто он получил серьезную травму;
- не переносит прикосновений к грубым поверхностям во время игры или переодеваний;
- избегает любого контакта, где могут быть задействованы руки или другие участки кожи;
- не любит играть с природным материалом — глина, песок, пластилин, краски вызывают страх или беспокойство;
- может переживать приступ панической атаки, если во время игры его сильно прижать к себе, накрыть чем-либо, укутать, щекотать;
- отрицательно относится к купанию и прочему уходу за телом: не любит стричь ноги, расчесываться;
- снимает одежду, потому что она «давит» ему: не выносит прикосновение швов к телу, неровных или шероховатых поверхностей. Иногда дискомфорт настолько силен, что раздевается прямо на улице или в общественном месте;
- стремится постоянно мыть руки;
- приобретает привычку ходить в одной и той же одежде, которая не вызывает дискомфорта;
- тревожно реагирует на природное воздействие со стороны: дождь, ветер, снег;
- передвигается на цыпочках;
- восприимчив к вкусовым ощущениям — не ест определенную пищу, не выносит горячего или холодного;
- испытывает беспокойство при соприкосновении с разными поверхностями — песок, трава, камни, из-за чего отказывается ходить босиком.
Также, о нарушении сенсорной чувствительности свидетельствует сниженный порог восприятия:
- не слышит, не воспринимает с первого раза, когда его зовут по имени или обращаются с вопросом;
- предпочитает игры, в которых ощущается сильный телесный контакт;
- испытывает потребность в прижимании, придавливании. Только благодаря этому может ощутить прикосновение;
- сниженный болевой порог — не чувствует боли, не замечает повреждений кожи, не восприимчив к уколам и другим манипуляциям с телом;
- имеет склонность к аутоагрессии: щипает, кусает, колет себя, рвет волосы, может наносить другие повреждения своему телу;
- не понимает, что делает больно другим, поэтому может часто нарушать чужие границы: кусает, бьет, щипает других людей или животных;
- испытывает потребность в «успокаивающих» предметах, прикосновениях: часто трет, гладит поверхности, от которых получает сильное тактильное взаимодействие;
- стремится получить впечатления и ощущения извне, которые могли бы означать мощные сенсорные воздействия;
- предпочитает пищу с сильными вкусовыми добавками;
- обладает сниженным тактильным восприятием: не различает предметы на ощупь, нуждается в сильных тактильных прикосновениях;
- может путаться и ошибаться при необходимости определить характеристику предмета: не различает форму, цвет, текстуру;
- затрудняется во время использования канцелярских и столовых приборов;
- имеет плохой контакт со своим телом, не чувствует, как «сидит» на нем одежда.
Как помочь ребёнку?
Дети с НОСИ нуждаются в комплексе оздоровительных и поддерживающих процедур. Не только ребёнку, но и всей семье нужна помощь специалистов — нейропсихолога, психиатра, психотерапевта и других, в зависимости от симптомов и последствий нарушений.
Ребёнку с повышенной чувствительностью нужно создавать такие условия, в которых он сможет чувствовать себя максимально комфортно, безопасно и расслаблено. Это значит, что еда, одежда, звуки, прикосновения должны соответствовать уровню его восприятия.
Ребёнку, который нуждается в усилении контактов с сенсорной сферой, необходимо, наоборот, ощущать, слышать и чувствовать как можно больше раздражителей, чтобы он мог учиться «пропускать» через себя информацию из внешнего мира.
Рекомендации родителям
Взрослым следует помнить, что добиться полного излечения нарушения сенсорной интеграции невозможно. Детям необходимо получать медикаментозную поддержку, а также взаимодействие со специалистами, которые имеют опыт работы в этой сфере — педагогом, логопедом, дефектологом, психологом.
Ребёнка следует предупреждать каждый раз, когда до него хотят дотронуться, также, следует помнить о том, что дети с нарушением сенсорной чувствительности, могут не видеть и искать вещи, которые находятся в зоне доступа. Поэтому, понимание и внимательное отношение — это основа общения в семье.
Постепенно развивать сенсорную чувствительность или уметь приспосабливаться к внешним раздражителям ребёнок сможет в специально отведенных для этого местах. В настоящее время создано немалое количество центров для людей с нарушением сенсорной интеграции. Там для них есть все необходимые атрибуты, которые соответствуют особенностям психики и поведения — игровые и релаксационные комнаты, приборы со свето- и звукоэффектами, дорожки, мягкие модули, специальные тренажеры. Посещать такие занятия ребёнок должен постоянно. Специалисты в данной сфере все время разрабатывают программы для развития сенсорной системы ребёнка.
Главная цель, на достижение которой должны быть направлены усилия родителей и специалистов — это успешная социализация ребёнка. Если сформировать у него хороший уровень адаптации к окружающей действительности, создать комфортные условия для жизни и деятельности, то ребёнок с НОСИ получает все шансы жить полноценной жизнью, работать, иметь семью, заниматься интеллектуальным и творческим трудом.