Развитие ребенка – не слишком ли рано?

Статью проверил кандидат медицинских наук, доцент
Филюк Александр Яковлевич

Все родители хотят, чтобы их дети росли самыми здоровыми, самыми умными, самыми успешными. Пока малыш растет, хочется каждый шаг сделать правильно, каждое решение принять максимально взвешенно. Многочисленные методики раннего развития ребёнка дают множество возможностей для обеспечения самого лучшего будущего для него. Но может быть, все-таки не стоит ими слишком увлекаться?

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Старый взгляд на развитие ребёнка становится новым

Старый взгляд на развитие ребёнка становится новым

Увлечение ранним развитием пережило не один виток популярности среди родителей. Сначала мир познакомился с передовыми методиками доктора Спока, потом всех захватили разработки супругов Никитиных, на рубеже тысячелетий популярность расцвели все публиковавшиеся в течение ХХ столетия теории. «Как, ваш малыш совсем нигде не занимается?» — вполне можно было услышать в разговоре между мамами двухлетних ребятишек, но обычно ответом являлось опровержение — занимаемся, конечно, уже давно. Но, как это было и в 50-х годах, и в 70-х, теперь эта увлеченность родителей снова сходит на нет. Все больше родители разочаровываются в результатах занятий. Что-то не получилось из малыша гения, в школе учится так же, как многие другие, а с поведением проблемы, в общении со сверстниками тоже не все гладко. А психолог, выслушав жалобу мамы, что малыш отказывается учить буквы в три года, скорее всего задаст вопрос: «А сколько он гуляет? С кем дружит?»

Что дети должны получить обязательно

Что дети должны получить обязательно

Раннее развитие ребёнка, конечно, не есть зло само по себе. Все-таки все самые известные методики разрабатывались великими педагогами, и результаты их были вполне очевидны. Просто не стоит занятиями заменять естественное развитие ребёнка, которое необходимо крохе, без которого малыш существенно проиграет, даже если научится считать раньше, чем ходить. Мозг ребёнка развивается особенно интенсивно в первые 2 года, но это не значит, что именно в этот период родители должны попытаться впихнуть в кроху максимальный объём академических знаний.

Малыш в это время решает гораздо более серьезные задачи. Ему предстоит усвоить правила мира, в котором он живет (снег холодный, вода мокрая, если окунуть руку в воду, она намокнет). Он должен на личном опыте убедиться, что такое причинно-следственная связь во всех ее сложных проявлениях (если я прикоснусь к горячему чайнику, то обожгу руку; если я не послушаюсь маму и съем много сладкого, то заболит живот не потому, что мама сердится, а потому, что много сладкого есть вредно). Малыш приоткроет для себя хотя бы небольшую часть из всего богатого мира социальных отношений — что значит родители меня любят, чем их любовь отличается от дружбы с друзьями, почему некоторые дружить не хотят, как можно разрушить дружбу, почему не стоит этого делать. Все эти вопросы кажутся примитивными, даже не требующими полноценного осмысления — ведь ответы на них даются каждую секунду просто самой жизнью. Но это иллюзия, которой себя обманывают взрослые люди, которые уже в свое время этот путь прошли. Так закладывается фундамент становления личности, это истинное развитие ребёнка, и оно в данном возрасте занимает все его существо. Так предусмотрено природой, и если искусственно пытаться привнести в жизнь малыша что-то лишнее, то в случае неосторожных действий фундамент может получить проблемы, которые обязательно всплывут и проявятся в других видах деятельности в более позднем возрасте.

Малыш развивается в процессе жизни

Малыш развивается в процессе жизни

Частым заблуждением родителей, приводящим к последующему разочарованию в раннем развитии ребёнка, является убежденность, что развивающие методики готовят кроху к будущим академическим успехам в науке. Как же трудно потом принять факт, что выучивший слоги в 3 года ребёнок учится точно так же, как и его одноклассник, который пришел в школу неграмотным вовсе. Природу нельзя обмануть никакими достижениями цивилизации. Развитие науки существенно продвинуло вперед бытовую сторону жизни, но на уровне психологии и физиологии развитие человека существенно не изменилось. К восприятию абстрактных понятий мозг готовится долго, и воспринимать их готов не сразу. Можно долго учить трехлетнего читать, и даже велик шанс, что получится, если малыш заинтересуется процессом, но в семилетнем возрасте он освоит этот навык с гораздо меньшими усилиями. А преференции раннего освоения навыка вовсе не очевидны: ну сможет кроха сам читать себе книжки, а ели бы сам не мог, то ему бы их читала мама. Точно ли самостоятельный досуг ему понравится больше в трехлетнем возрасте? Ведь кроме свободного чтения ему этот навык реализовывать больше негде: нет необходимости читать условия сложных задач и научные лекции.

Раннее развитие ребёнка не должно опережать естественный темп развития малыша. Навык ценен не сам по себе, а своей возможностью быть использованным в жизни. Учиться читать важно, чтобы быть в состоянии во время урока прочитать и понять параграф в учебнике и отлично ответить учителю. Иностранный язык нужен, чтобы свободно общаться с его носителями, изучение иностранных слов без возможности практического применения отнимает у ребёнка много сил и не дает настоящего владения языком. В то же время, попадая в иностранную среду, дети учат язык будто сами по себе, без всяких методик. Это еще раз подтверждает эффективность освоения навыка тогда, когда видна конкретная цель, для чего это нужно. Перегруженный теоретическими знаниями в юном возрасте малыш сильно рискует: если в какой-то момент его нервная система не справится с таким объёмом мертвого груза, то он вообще откажется учиться даже в школьные годы, когда организм будет уже готов. Зачем стараться и получать пятерки, если это все никому не нужно, а отметка только цифра?

Родители лицом к ребёнку

Родители лицом к ребёнку

Значит ли это, что методики раннего развития ребёнка вредны, и применять их нельзя вовсе? Конечно, нет. Но нужно при этом смотреть на самого ребёнка, а не на некий результат на горизонте, который кроха должен будет обязательно продемонстрировать. А значит, выполнение заданий должно соответствовать индивидуальным особенностям малыша, а не сухой теории, и максимально приближать обучение к жизни. Не нужно насильно требовать от ребёнка учить иностранные слова: «Повтори! Повтори!» Но во время прогулки можно просто побеседовать на интересные темы: «Какие тебе животные нравятся? Кролики? А ты знаешь, что кролик по-английски rabbit? Хочешь сам сказать?» Не нужно заставлять сидеть над сетными палочками — это скучно даже школьникам. Лучше отправляйтесь с крохой лепить куличики: «Сделали 2 штуки, а вот и еще одна — сколько всего получилось?»

Обучающая среда Марии Монтессори есть практически в каждом доме — ею могут стать самые простые бытовые предметы. А главный принцип этой методики «доводи дело до конца, не мешай другому, приведи в прядок рабочее место» способен очень сильно облегчить жизнь всей семье, приучая кроху к социальным навыкам с самого юного возраста. Так развитие ребёнка происходит плавно, и обучение само по себе входит в его жизнь. Ну, а если кроха не хочет считать куличики и беседовать про кроликов, когда на площадке появился его лучший друг, родители, конечно, должны отпустить малыша общаться — ведь в этом возрасте умение дружить и веселиться в компании гораздо более важно, чем освоение любых примеров.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Дома как в кафе: выбираем кофемашину

Если вам хватает того кофе, который вы покупаете по пути, и цена устраивает, то дальше можете не читать. Этот материал адресован кофеманам не только увлеченным, но и рациональным.

Питание: кухонные приборы, которые облегчают жизнь хозяйки

Сколько бы ни было придумано машин, облегчающих работу на кухне, все равно без хозяйского глаза не обойтись. Только вам решать, какой гаджет вам нужен.

Что подарить мужу сестры на юбилей?

Какой подарок выбрать для мужа сестры?

Возможности современной онкохирургии

Какие новейшие достижения современной онкохирургии дают возможность сегодня спасать безнадежных пациентов: подробно рассказывает врач-онкохирург

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Уколы тестостерона: что мужчинам надо об этом знать

Гормон тестостерон как лекарство для детей и взрослых: когда он показан и чем его заменить?

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Признаки и стадии алкоголизма у женщин

Алкоголизм – это проблема, разрушившая многие жизни. Как вовремя распознать ее у женщин?

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 13.10.2016 19:24, обновлено 17.04.2020 19:04
Рейтинг статьи:
4,5

Использованные источники

Общая психология / Маклаков А.Г. 2008
Клиническая неврология / Никифоров А.С., Гусев Е.И. 2007

Читайте также

Когнитивное развитие ребенка
Чтобы лучше понять, каких интеллектуальных высот могут достичь наши дети, родителям следует направлять когнитивное развитие «маленьких ученых».
Психическое и физическое развитие ребенка
Как пальчиковая гимнастика и утренняя зарядка связаны с развитием речи?
Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте
Надо ли использовать игру для развития дошкольника? Статья расскажет вам об этом.
Психологическое развитие ребенка до 1 года
Понять психологию ребенка до 1 года очень сложно, ведь сам он не может рассказать родителям, чего хочет. Но для этого хватит и здравого смысла.
Развитие логики у детей: советы родителям по развитию ребенка
Острый ум ребенка 5-6 лет нуждается в соответствующих поддерживающих тренировках. Рассмотрим виды логических игр для стимуляции внимания и мышления.
Психологическое развитие и деятельность ребенка дошкольного возраста
Игра ребенка может очень многое рассказать о его развитии. Особенности игр в каждом возрасте.