Все родители хотят, чтобы их дети росли самыми здоровыми, самыми умными, самыми успешными. Пока малыш растет, хочется каждый шаг сделать правильно, каждое решение принять максимально взвешенно. Многочисленные методики раннего развития ребёнка дают множество возможностей для обеспечения самого лучшего будущего для него. Но может быть, все-таки не стоит ими слишком увлекаться?
Старый взгляд на развитие ребёнка становится новым
Увлечение ранним развитием пережило не один виток популярности среди родителей. Сначала мир познакомился с передовыми методиками доктора Спока, потом всех захватили разработки супругов Никитиных, на рубеже тысячелетий популярность расцвели все публиковавшиеся в течение ХХ столетия теории. «Как, ваш малыш совсем нигде не занимается?» — вполне можно было услышать в разговоре между мамами двухлетних ребятишек, но обычно ответом являлось опровержение — занимаемся, конечно, уже давно. Но, как это было и в 50-х годах, и в 70-х, теперь эта увлеченность родителей снова сходит на нет. Все больше родители разочаровываются в результатах занятий. Что-то не получилось из малыша гения, в школе учится так же, как многие другие, а с поведением проблемы, в общении со сверстниками тоже не все гладко. А психолог, выслушав жалобу мамы, что малыш отказывается учить буквы в три года, скорее всего задаст вопрос: «А сколько он гуляет? С кем дружит?»
Что дети должны получить обязательно
Раннее развитие ребёнка, конечно, не есть зло само по себе. Все-таки все самые известные методики разрабатывались великими педагогами, и результаты их были вполне очевидны. Просто не стоит занятиями заменять естественное развитие ребёнка, которое необходимо крохе, без которого малыш существенно проиграет, даже если научится считать раньше, чем ходить. Мозг ребёнка развивается особенно интенсивно в первые 2 года, но это не значит, что именно в этот период родители должны попытаться впихнуть в кроху максимальный объём академических знаний.
Малыш в это время решает гораздо более серьезные задачи. Ему предстоит усвоить правила мира, в котором он живет (снег холодный, вода мокрая, если окунуть руку в воду, она намокнет). Он должен на личном опыте убедиться, что такое причинно-следственная связь во всех ее сложных проявлениях (если я прикоснусь к горячему чайнику, то обожгу руку; если я не послушаюсь маму и съем много сладкого, то заболит живот не потому, что мама сердится, а потому, что много сладкого есть вредно). Малыш приоткроет для себя хотя бы небольшую часть из всего богатого мира социальных отношений — что значит родители меня любят, чем их любовь отличается от дружбы с друзьями, почему некоторые дружить не хотят, как можно разрушить дружбу, почему не стоит этого делать. Все эти вопросы кажутся примитивными, даже не требующими полноценного осмысления — ведь ответы на них даются каждую секунду просто самой жизнью. Но это иллюзия, которой себя обманывают взрослые люди, которые уже в свое время этот путь прошли. Так закладывается фундамент становления личности, это истинное развитие ребёнка, и оно в данном возрасте занимает все его существо. Так предусмотрено природой, и если искусственно пытаться привнести в жизнь малыша что-то лишнее, то в случае неосторожных действий фундамент может получить проблемы, которые обязательно всплывут и проявятся в других видах деятельности в более позднем возрасте.
Малыш развивается в процессе жизни
Частым заблуждением родителей, приводящим к последующему разочарованию в раннем развитии ребёнка, является убежденность, что развивающие методики готовят кроху к будущим академическим успехам в науке. Как же трудно потом принять факт, что выучивший слоги в 3 года ребёнок учится точно так же, как и его одноклассник, который пришел в школу неграмотным вовсе. Природу нельзя обмануть никакими достижениями цивилизации. Развитие науки существенно продвинуло вперед бытовую сторону жизни, но на уровне психологии и физиологии развитие человека существенно не изменилось. К восприятию абстрактных понятий мозг готовится долго, и воспринимать их готов не сразу. Можно долго учить трехлетнего читать, и даже велик шанс, что получится, если малыш заинтересуется процессом, но в семилетнем возрасте он освоит этот навык с гораздо меньшими усилиями. А преференции раннего освоения навыка вовсе не очевидны: ну сможет кроха сам читать себе книжки, а ели бы сам не мог, то ему бы их читала мама. Точно ли самостоятельный досуг ему понравится больше в трехлетнем возрасте? Ведь кроме свободного чтения ему этот навык реализовывать больше негде: нет необходимости читать условия сложных задач и научные лекции.
Раннее развитие ребёнка не должно опережать естественный темп развития малыша. Навык ценен не сам по себе, а своей возможностью быть использованным в жизни. Учиться читать важно, чтобы быть в состоянии во время урока прочитать и понять параграф в учебнике и отлично ответить учителю. Иностранный язык нужен, чтобы свободно общаться с его носителями, изучение иностранных слов без возможности практического применения отнимает у ребёнка много сил и не дает настоящего владения языком. В то же время, попадая в иностранную среду, дети учат язык будто сами по себе, без всяких методик. Это еще раз подтверждает эффективность освоения навыка тогда, когда видна конкретная цель, для чего это нужно. Перегруженный теоретическими знаниями в юном возрасте малыш сильно рискует: если в какой-то момент его нервная система не справится с таким объёмом мертвого груза, то он вообще откажется учиться даже в школьные годы, когда организм будет уже готов. Зачем стараться и получать пятерки, если это все никому не нужно, а отметка только цифра?
Родители лицом к ребёнку
Значит ли это, что методики раннего развития ребёнка вредны, и применять их нельзя вовсе? Конечно, нет. Но нужно при этом смотреть на самого ребёнка, а не на некий результат на горизонте, который кроха должен будет обязательно продемонстрировать. А значит, выполнение заданий должно соответствовать индивидуальным особенностям малыша, а не сухой теории, и максимально приближать обучение к жизни. Не нужно насильно требовать от ребёнка учить иностранные слова: «Повтори! Повтори!» Но во время прогулки можно просто побеседовать на интересные темы: «Какие тебе животные нравятся? Кролики? А ты знаешь, что кролик по-английски rabbit? Хочешь сам сказать?» Не нужно заставлять сидеть над сетными палочками — это скучно даже школьникам. Лучше отправляйтесь с крохой лепить куличики: «Сделали 2 штуки, а вот и еще одна — сколько всего получилось?»
Обучающая среда Марии Монтессори есть практически в каждом доме — ею могут стать самые простые бытовые предметы. А главный принцип этой методики «доводи дело до конца, не мешай другому, приведи в прядок рабочее место» способен очень сильно облегчить жизнь всей семье, приучая кроху к социальным навыкам с самого юного возраста. Так развитие ребёнка происходит плавно, и обучение само по себе входит в его жизнь. Ну, а если кроха не хочет считать куличики и беседовать про кроликов, когда на площадке появился его лучший друг, родители, конечно, должны отпустить малыша общаться — ведь в этом возрасте умение дружить и веселиться в компании гораздо более важно, чем освоение любых примеров.