- Сенсорное развитие ребёнка
- Развитие речи у детей
- Память в развитии детей дошкольного возраста
- Роль игры в психическом развии ребёнка
- Особенности психического развития детей
Психическое развитие ребёнка дошкольного возраста охватывает период от 3-х до 6-7-ми лет, и соответственно делится на несколько этапов:
- Младший дошкольный — от 3-х до 4-х лет.
- Средний дошкольный — от 4-х до 5-ти лет.
- Старший дошкольный — от 5-ти до 7-ми лет.
Отличительной особенностью психического развития ребёнка является момент игры, которая сопровождает все этапы его развития. Игра помогает развиться коллективистским задаткам и гуманному отношению к окружающим, отвлечься от происходящего и построить свой собственный мир. Постепенно от простейших игр с повторением монотонных действий, дети переходят к конструированию и обучающим занятиям. Общение со взрослыми тоже начинает носить познавательный характер, а ребёнок невольно начинает требовать отношения к себе как к равному.
Не менее важны взаимоотношения детей между собой. На разных возрастных этапах они носят разный характер. Для самых младших дошкольников характерен момент подражания, повторения действий вслед за взрослыми. С 3-х лет с помощью подражания усваиваются те или иные нормы поведения, начинаются первые игры с предметами. Часто они носят уже характер совместных действий.
У дошкольников среднего возраста немалое значение начинают играть сложившиеся в детском коллективе отношения. Именно по ним можно судить о степени коммуникабельности или наоборот замкнутости ребёнка. Развитие детей дошкольного возраста отмечено неустойчивостью психики, и часто их реакция на окружающих абсолютно непредсказуема. Воспитательный момент может оказать здесь неоценимую роль и вовремя скорректировать поведение ребёнка, не дав нанести травму его психике.
В старшем дошкольном возрасте ребёнок начинает согласовывать и чередовать свои действия с партнером, он уже может контролировать действия других, исправлять свои и чужие ошибки. Возрастает не только активность действий ребёнка, становится шире набор элементов его труда и деятельности по образу взрослых. Одновременно ребёнок осваивает различные умения и навыки, которые позволяют ему самоутвердиться в коллективе. В итоге в дошкольном возрасте можно достичь такого уровня психического развития ребёнка, при котором помимо всех познавательных процессов будут задействованы речевые, сенсорные, двигательные процессы и ряд интеллектуальных навыков.
Сенсорное развитие ребёнка
Развитие ребёнка, основанное на ощущениях представляет собой ни что иное как совершенствование наглядных представлений. За счет снижения порога чувствительности у ребёнка обостряется зрение, различение цветовой гаммы и высоты звуков, форм и веса предметов. Обследуя объекты, дети уже способны различить их характерные свойства. К сенсорным функциям подключается наглядно-образное мышление, которое потом перейдет в схематическое и логическое. Умение сопереживать героям сказок постепенно сменяется собственными видами творчества — лепкой, рисованием, аппликацией, конструированием. Т.е. постепенно ребёнок от представлений переходит к практике. Развитие детей дошкольного возраста вступает в новую фазу -- наступает момент оценки своих деяний, а значит момент нравственного воспитания. Ребёнку просто необходимо одобрение его поступков и поведения, похвала действий творческого характера. Развитие ребёнка все больше обуславливается воздействием внешних факторов и непосредственным личностным взаимодействием с ними.
Развитие речи у детей
По мнению психологов к 7-ми годам развитие речи у детей становится необходимым средством мышления и общения. Увеличивается словарный запас, ребёнок начинает правильно слышать и говорить. Он старается творчески развивать родной язык, к тому же развитие речи у детей начинает носить осознанный характер и активно включается в познавательный процесс. Рассказывая об увлекательных событиях, ребёнок пытается придать своей речи еще и эмоциональную окраску. В итоге в дошкольном возрасте ребёнок усваивает те же формы устной речи, что и взрослые. Задатки его психического развития раскрываются во всей полноте. Общение со сверстниками в этом случае становится более полноценным и способствует грамотному развитию речи у детей, а вместе с ним и развитому процессу мышления.
Память в развитии детей дошкольного возраста
Несмотря на то, что память в жизни человека проходит долгий путь развития, именно в период детства ребёнок с необыкновенной легкостью запоминает самую разнообразную информацию, тем более, если она находит у него эмоциональный отклик. Не последнюю роль играет образный ряд, который помогает запоминать словесный материал. Включение памяти в развитии детей дошкольного возраста в этот период трудно переоценить. Именно память выводит психические функции и восприятие на новый уровень.
С развитием речи у детей возникает термин «понятия». Все чаще ребёнок начинает связывать внешние признаки предметов с их внутренним содержанием, опять же по типу того, которое в них вкладывают взрослые. Дети начинают осознанно контролировать свои действия, несмотря на то, что до этого у них преобладало непроизвольное поведение. Таким образом в развитии ребёнка наступает переход от предметного мышления к образному, логическому.
Роль игры в психическом развитии ребёнка
До 3-х лет ребёнок способен лишь манипулировать предметами. Затем он получает возможность исполнять в игре свою роль. Появляются правила игры, которым надо следовать и собственные желания отходят на второй план. Сюжет — еще одно из обязательных условий игрового процесса. С возрастом игры становятся все более разнообразными и продолжительными. Благодаря своему воображению дети могут настолько увлечься процессом, что теряют счет времени.
Если для возрастной группы детей 3-5 лет свойственно воспроизводить и следовать действиям взрослых, то дети от 5 до 7 лет воспроизводят действия взрослых чисто условно и делают акцент на их взаимоотношениях, что усиливает психологическую сторону детских игр. В этот период развития ребёнка стоит подключить игры, развивающие фантазию и вызывающие определенный психологический настрой. Понятия психологии восприятия и состояний психики здесь соприкасаются самым тесным образом.
Особенности психического развития детей
Осознавая свои переживания через положительные и отрицательные эмоции, ребёнок, тем самым, развивает самосознание, оценивает свои умения, качества физического и нравственного порядка. Познавательная и креативная деятельность ребёнка оказывается напрямую связана с развитием эмоциональной сферы, а значит и психики.
Игра, речь, мышление и оценка собственных действий непосредственным образом способствуют формированию и развитию произвольных психических процессов. В каком-то роде старший дошкольный возраст можно назвать «переходным», и он способен преподнести родителям ребёнка определенные сюрпризы. Психическое развитие ребёнка перестраивается от непроизвольных реакций и действий ребёнок переходит к осознанным, более мотивированным. Развитие ребёнка и его деятельности вносит свои коррективы в палитру психических состояний, возникает осознание качеств собственной личности, формируется мировоззрение и система моральных оценок. Развитие детей начинает двигаться от восприятия внешних раздражающих факторов к процессу самопознания. Именно в старшем дошкольном возрасте детская психика очень подвижна и родители должны отнестись к этому моменту в развитии ребёнка с особым вниманием и пониманием.