- Роль музыки в развитии ребёнка
- Творческое развитие детей: приобщение к музыке
- Программа развития ребёнка
- Средства развития ребёнка
Роль музыки в развитии ребёнка
Приобщение ребёнка к музыке — процесс достаточно сложный, но, при этом, обладающий массой полезных эффектов. Во-первых, закладывается фундамент одной из составляющих личностных характеристик. При этом программа развития ребёнка предполагает движение в разных направлениях. Музыкальное развитие ребёнка, как ни парадоксально, работает не только по прямому назначению, но и затрагивает такие области как физиология и психологическое развитие, интеллектуальное развитие и ассоциативное мышление, развитие зрительного и слухового восприятия у детей.
Всем родителям хочется, чтобы их дети были успешны и счастливы в жизни. При этом всем известно, что легче всего адаптируются к жизни гармонично развитые личности. Так вот занятия музыкой — прямой путь к становлению гармоничной личности и один из наиболее действенных способов, благодаря которому можно достичь реальных результатов.
Творческое развитие детей: приобщение к музыке
Когда можно начинать приобщение к музыке? Оказывается, еще до рождения. Учеными установлено, что слуховое восприятие ребёнка, в отличие от зрительного, к моменту его рождения уже сформировано. Более того, находясь в утробе матери, младенец слышит ее голос, и он способен воспринимать не только речь, но и пение будущей матери. Не важно как она поет — хорошо ли, плохо ли — важна интонация и тембр, который будет потом узнаваем. Известен и другой факт — дети, начавшие слушать музыку до своего рождения развиваются почти в 4 раза быстрее сверстников. Можно сказать, что развитие творческих музыкальных способностей у детей закладывается еще до рождения.
К слову об основных знаковых системах, о которых иначе не скажешь как о жизнеобеспечивающих. Это БУКВА и ЦИФРА. Без умения пользоваться ими вряд ли мыслима жизнь современного человека. Третья знаковая система — это как раз МУЗЫКА, без которой творческое развитие детей просто немыслимо.
Музыкальное развитие ребёнка не только способствует целостному развитию личности, оно зиждется на таких понятиях как процесс адаптации в обществе, развитие центральной нервной системы и мышечного аппарата, чувство прекрасного, а также «музыкального и художественного мышления». Не секрет, что тонкости чисто художествнного свойства в этом случае становятся жизненно необходимыми компонентами.
Не всем известно, что музыкальное развитие ребёнка влияет на его математические способности. Дело в том, что музыка организована по тем же законом, что и мировое устройство, включая те же точные науки. Структурное и пространственное мышление — завоевание и музыки, и математики. К тому же музыка как нельзя близко соприкасается не только со всеми гуманитарными науками, но и с изобразительным искусством.
В один узел оказывается завязан целый спектр областей, благодаря которым идет интенсивное творческое развитие детей. Именно в этом залог их гармоничного развития, и не важно на каком уровне музыкального познания оно происходит. С музыкой все эксперименты полезны — от любительского уровня до профессионального.
Программа развития ребёнка
Итак, вы определились с тем, что музыкальное развитие для вашего ребёнка необходимо, и первый вопрос «как и когда его начать?» у вас уже на повестке дня. Начать приобщение к музыке можно еще во внутриутробном состоянии, а вот осваивать музыкальную грамоту можно наравне с обучением счету и чтению. Идеально — с четырех лет. При этом создавать условия для усвоения музыкальных навыков можно гораздо раньше — с 2-3-х лет, благо для этого существует масса методик и пособий, на которых основана программа развития ребёнка.
Здесь возникает очередной вопрос. Если нет ярких данных к музыке, стоит ли ею заниматься? Оказывается, музыка может рассказать не только о себе, познакомить с понятиями быстрого и медленного темпа, грустного и веселого настроения, ритмом и составом инструментов, она, как ни парадоксально, способна воздействовать на процессы невидимые нашему восприятию, которые можно обозначить как музыкальная психология, психология восприятия музыки. В этих понятиях собственно заложена программа развития ребёнка в области музыки.
Как известно, правое полушарие мозга отвечает за целостное восприятие мира, в то время как левое — за детали и логическую цепочку между ними. Воображение и творчество плюс логика и математический расчет — те самые средства развития ребёнка, которые начинают работать при восприятии музыки, а значит задействуют оба полушария мозга. Они-то и способствуют активизации зон логики, речи, ассоциативного мышления. Путь познания самого себя — самый сложный, и музыка здесь выступает в качестве незаменимого помощника.
Человек, познавший самого себя, способен играть роль «первой скрипки» в любом коллективе. А все потому, что в этом процессе заложен довольно простой принцип — слушать, подражать, повторять и делать собственные выводы. В музыке окончательная стадия обозначена как воспроизводить увиденное и слышанное.
Cредства развития ребёнка
Итак, к средствам развития ребёнка благодаря воздействию музыки можно отнести и чисто терапевтический эффект, в котором наверняка будут заинтересованы родители. Как известно «правильная музыка», созданная по классическим канонам мироздания, а значит математики и физики, способна влиять не только на психику, но и на физиологию детей. Достаточно привести в пример опыты с водой, структура которой под воздействием благоприятного звучания способна преобразовываться до совершенных формул.
Далее поэтапно. С момента зарождения будущей жизни уместно все приятное — прослушивание любимых музыкальных произведений, пение любимых мелодий и песен, всего, что будет затрагивать развитие ощущений у детей, и способно установить музыкальную и чувственную связь между матерью и ребёнком.
Освоение музыкальных навыков с помощью методик и пособий стоит начать в возрасте 2-3-х лет, когда полным ходом идет развитие речи у детей. Здесь на помощь могут прийти увлекательная сказка или мировой шедевр с обязательным разъяснением его звучания со стороны взрослых. Участие взрослых в этом процессе обязательно, роль их — разъясняющая и обучающая. Можно на этом этапе подключить и визуальные средства в виде художественных иллюстраций, которые станут дополнять восприятие музыки и развивать образное мышление.
В это же время самый подходящий момент для подключения так называемых «музыкальных игрушек». Введение в обиход ребёнка элементарных музыкальных инструментов типа погремушек, барабанов, трещеток и ложек помогут воспринимать мир музыки материально и увлекательно. Одновременно с сугубо музыкальным эффектом у детей 3-4 лет происходит развитие ритма и мелкой моторики, зрительного и слухового восприятия. Важно уяснить также процесс разделения музыкальных произведений по принципу контраста — на веселые и грустные, быстрые и медленные. Дети способны воспринимать и различать контрасты, из которых состоит музыка.
Далее сложнее. С четырех лет можно уже водить ребёнка на концерты. Важно представить это действо как обряд. Следует объяснить ребёнку как себя вести в концертном зале, как слушать музыку и на что обращать внимание — это задача взрослых, которые должны направить восприятие маленького слушателя в правильное русло. С этого же времени можно определить воспитанника в подготовительные музыкальные классы, отдать в руки профессионалов, а они уж выберут подходящие средства развития ребёнка.
5-6 лет — этап созидания, а значит период, ведущий от воспроизведения музыки к творчеству и собственной импровизации. Очень важен на этом этапе момент медитации, а значит поглощения и осмысления информации. Он сродни тому же творчеству со всеми его законами внутренней организации по образу мироздания. Происходит процесс осознания ребёнка себя независимой личностью, что совсем непросто. Гармоничное музыкальное развитие ребёнка на этом этапе важно как никогда. Именно в этот момент сходятся все самые важные показатели музыкальных составляющих — от врожденных до приобретенных — в единую целостную систему личности ребёнка.
В итоге можно прийти к выводу, что нельзя загадывать на будущее. Безусловно, есть дети, одаренность которых очевидна с раннего детства, но это ни в коей мере не умаляет достоинств музыкального развития остальных, менее талантливых. Гораздо важнее то, что дает музыкальное развитие ребёнка для будущего становления его личности. Как выясняется, дает очень многое — предрасположенность к языкам и гуманитарным наукам, к наукам точным и психологии самоутверждения и самостановления в обществе. Более того, именно музыкальное творческое развитие ребёнка является кратчайшим путем к самосовершенствованию, которое гарантирует его комфортное и счастливое будущее существование.