Дети. Раннее развитие внимания
Основы внимания в детском возрасте закладываются вместе с интересом детей к окружающим предметам. Сначала он сосредотачивается на чем-то одном, но стоит в поле его зрения попасть новому предмету, его внимание автоматически переключается. Именно поэтому дошкольное развитие ребёнка отмечено непостоянством внимания, и, как следствие, игры детей носят непродолжительный характер.
Раннее развитие ребёнка предполагает свою возрастную градацию — младшие дошкольники способны сосредоточить свое внимание на игре около 30-50 минут, в то время как дети пяти лет и шестилетние играют на протяжении 2 часов. Причем внимание и увлечение не обязательно связаны с ролевыми играми или играми с предметами. С таким же интересом дети могут рассматривать рисунки, слушать занятные истории. Наступает момент, когда средства развития ребёнка становятся разнообразнее и его внимание сосредотачивается уже не на отдельных предметах, а на деталях и их свойствах.
Развитие ребёнка. Управление вниманием
Дети не в состоянии сами по себе научиться управлять вниманием, подобная способность развивается при помощи взрослых и получила название произвольного внимания. Оно развивается постепенно — от младшего дошкольного возраста к старшему дошкольному. От непроизвольного внимания к произвольному, когда к процессу обучения подключаются еще и определенные средства развития ребёнка.
Взрослые начинают включать ребёнка в новые виды деятельности, иными словами, дают ему в руки те средства, которые помогают ребёнку управлять своим вниманием. Самым действенным средством воздействия на внимание ребёнка, конечно же, является игра. Всем известна с детства, например, игра под названием «да и нет не говорите, черное, белое не берите». Дети невольно концентрируются на том, о чем их спрашивают, и делают собственный отбор правильных ответов. Эта игра включает в себя такое важное средство развития ребёнка как речь, которая считается универсальным средством организации внимания у детей. Правда, ввиду своей абстрактности эта игра не столь легка с точки зрения выполнения правил.
Гораздо легче для той же системы разрешений и запретов использовать игру с цветным карточками. Она более наглядна и более проста. То же можно проделывать с карточками, на которых изображены предметы и животные. Важен еще один момент — направляющая деятельность взрослых. Можно это делать при помощи слов, а можно подключаться к процессу и показывать последовательность действий на собственном примере. Постепенно дети сами начинают комментировать свои действия, и именно речь помогает им сосредоточиться на том, что они делают. В старшем дошкольном возрасте дети уже практически не делают ошибок.
Средства развития ребёнка. Виды внимания и его отсутствие
Не стоить думать, что произвольное внимание приходит на смену непроизвольному, и последнее попросту утрачивается. Это не так. Непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного развития ребёнка. Оно вносит момент разнообразия и разбавляет монотонные элементы его деятельности.
Именно поэтому дошкольное обучение строится по принципу «не перегружать внимание ребёнка трудно выполнимыми заданиями», они должны перемежаться увлекательными и эмоционально окрашенными. Одним из стимулирующих моментов для старших дошкольников становятся так называемые интеллектуальные задания и игры. Развитие мышления также способствует развитию у ребёнка устойчивого внимания. Что касается произвольного внимания, то оно является основополагающим в процессе обучения и приобретения новых знаний.
Надо сказать, что преподаватели нередко жалуются на невнимальность, рассеянность у детей. Как выяснилось, этот недостаток преодолим, но только при помощи родителей. Конечно, редко кто в этих целях примется штудировать книги по психологии. Существуют определенные правила, которых стоит придерживаться, чтобы помочь ребёнку собраться, сконцентрироваться и, в итоге, достичь желаемого результата.
Среди основных средств развития у ребёнка внимания, конечно же, значится создание благоприятной обстановки. Взрослым следует контролировать свои эмоции, ни в кое случае не допускать никакого негатива. Расстроенный ребёнок менее восприимчив к впитыванию информации, более рассеян и хуже справляется с заданием. Наоборот, следует проявить заинтересованность, которой вы сможете заразить ребёнка. Со стороны взрослого также необходимы комментарии действий малыша, которые будут организовывать и направлять его внимание.
Пошаговая инструкция — это еще и диалог, средство общения и развития ребёнка. Через речь и ее эмоциональную окраску можно легче донести смысл и наглядность того, что делает ребёнок. Обстановка в комнате, где занимается малыш, не должна отвлекать яркими деталями и неубранными игрушками, иначе внимание ребёнка будет рассеянным, а он станет отвлекаться на посторонние вещи. Конечно же, дети должны хорошо себя чувствовать физически. Состояние здоровья напрямую связано с восприятием.
Наконец, для детей важно подобрать то задание, которое им по душе, и в нем они смогут приобрести не только новые навыки, но и достигнуть видимых результатов. Наличие увлечений и хобби, как средство развития ребёнка как нельзя лучше способствуют концентрации его внимания. И последнее правило — если ребёнок по-настоящему увлечен своим занятием, то ни в коем случае не отвлекайте его, не переключайте без надобности его внимание на что-то другое.