Развитие речи ребёнка в 3 года совершенствуется буквально с каждым днем. На протяжении первых двух лет жизни малыш накапливал словарный запас и осваивал навыки звукоподачи, а теперь он с удовольствием пользуется новыми умениями.
Особенность речи трехлетнего ребёнка
Уровень речевого развития детей в трехлетнем возрасте зависит от индивидуальных характеристик. Некоторые малыши на данном возрастном этапе говорят правильными предложениями, красочно описывая свои чувства и желания, а другие только учатся четкости произношения, из-за чего их речь кажется невнятной. Если у ребёнка нет патологий в строении слухового аппарата, неправильного прикуса или других нарушений, которые могут препятствовать нормальному процессу воспроизведения звуков, помощь логопеда в этом возрасте не требуется.
Развитие речи ребёнка в 3 года во многом зависит от степени его общительности и образа жизни. Малыши, которые посещают детский сад и часто общаются со сверстниками, говорят быстрее и активнее «домашних» детей. Однако детки, которые в основном находятся в окружении взрослых, начинают говорить позже, но их речь сразу отличается грамматической и звуковой правильностью. Эта интересная особенность связана с тем, что малыши «перенимают» речевые привычки окружающих. Именно поэтому для развития красивой речи у ребёнка родителям, прежде всего, нужно следить за правильностью своего произношения.
Возрастные нормы развития речи
Несмотря на то, что правильность речи у большинства детей вырабатывается ближе к старшему дошкольному возрасту, а ошибки произношения в три года еще не являются дефектами, речевое развитие трехлетних малышей должно соответствовать некоторым нормам. Прежде всего это относится к словарному запасу. Дети в возрасте трех лет должны знать от 700 до 1000 слов, включая слова-обобщения и синонимы.
Развитие речи ребёнка в 3 года приобретает первые признаки словотворчества. Это значит, что ребёнок сам преобразовывает и придумывает нужные ему слова (например, лопаткой копаем, значит, она называется «копаткой»).
В этом возрасте дети уже свободно строят предложения из 4-7 слов, употребляя предлоги и союзы (что, если, когда и т.д.). Малыши еще могут путать слоги и менять местами буквы, особенно, воспроизводя малознакомые или длинные слова. Именно в три года дети впервые начинают правильно употреблять приставочные глаголы (пришел, ушел, вошел и т.д.).
Еще одна важная особенность речевого развития трехлетних малышей заключается в том, что они с удовольствием пересказывают сказки, учат стихи и песни.