Первый год жизни ребёнка по-другому называется грудным возрастом. После его окончания ребёнок вступает в период раннего детства, который длится до трех лет. Этот период называют еще преддошкольным. В чем заключаются особенности ребёнка в возрастной категории от 1 года до 3 лет? Как развивается малыш? На что обратить внимание родителям?
Особенности физического развития
Дети от 1 года до 3 лет уже не растут так быстро, как на первом году жизни. Средний рост годовалого мальчика равен 74-78 см. За второй году жизни ребёнок вырастает примерно на 10 см. То есть, за месяц он вырастает меньше, чем на 1 см. В среднем рост мальчика, которому уже исполнилось 2 года, составляет 84-89 см. За третий год жизни ребёнок тоже вырастает примерно на 10 см. Рост трехлетнего мальчика составляет примерно 93-99 см. Показатели среднего роста девочек данной возрастной категории отличаются всего на 1 см в меньшую сторону от такового у мальчиков.
Если рост меньше или больше среднего на 4-5 см, то это является поводом для обследования у врача. Нужно выяснить, имеет ли малыш просто индивидуальную особенность, или же его высокий (низкий) рост обусловлен каким-либо заболеванием.
Как обстоят дела с весом? Годовалый мальчик весит примерно 10-12 кг. В два года его вес в среднем составляет 12-14 кг. В три года – 13,5-16 кг. То, есть за год ребёнок прибавляет в весе примерно 1,5-2 кг. Вес девочек отличается от среднего веса мальчиков примерно на 0,5-1 кг в меньшую сторону. Когда нужно бить тревогу? Обсудить ситуацию с врачом нужно в том случае, если вес больше или меньше средневозрастных значений на 2 кг и более.
Врачи обращают внимание не только на показатели роста и веса, но и оценивают гармоничность развития. То есть, соответствует ли вес росту. Еще оценивается окружность головы и окружность груди.
Навыки малышей в периоде раннего детства
Практически все родители переживают, правильно ли развивается у них ребёнок. Некоторые сравнивают своего ребёнка со сверстниками. Но правильнее оценивать нервно-психическое развитие ребёнка по основным критериям, которые разработаны врачами и педагогами. Эти критерии касаются речевого и сенсорного развития, характера игровой деятельности, движений и бытовых навыков.
- Что умеет делать годовалый малыш?
Развитие ребёнка в 1 год отличается следующими особенностями: ребёнок хорошо ходит, легко меняет положение тела (присаживается, наклоняется, поворачивается и др.), учится бегать, самостоятельно ест ложкой густую пищу. Появляются простые сюжетные игры: построить башенку, покормить куклу, закатить машинку в гараж. У него быстро расширяется словарный запас. В игре ребёнок проявляет много эмоций.
К полутора годам он ориентируется в основных цветах и формах. Густую пищу ложкой ест уже хорошо, учится есть жидкую пищу. Малыш пользуется в игре простыми словами, выполняет просьбы взрослого, обращается к нему с простыми просьбами сам. Малыш любит играть, он учится строить простые постройки. С небольшой помощью взрослого кое-что умеет снимать с себя из одежды.
- Что умеет делать двухлетний малыш?
К двум годам ребёнок уже хорошо и умело двигается, умеет перешагивать через препятствия, умеет аккуратно есть и частично одеваться. Он достаточно много говорит, строит более сложные предложения, задает вопросы и отвечает на них, хорошо понимает рассказ взрослого о разных событиях. Все чаще малыш играет в сюжетные игры, действия в играх последовательные и логичные. Большая часть игр строится на подражании, но уже появляются и собственные фантазии.
К 2,5 годам ребёнок строит еще более сложные фразы, неплохо разбирается в разных цветах и формах, начинает играть в ролевые игры. Большую часть одежды ребёнок может одеть самостоятельно или с минимальной помощью взрослого. Он все чаще и настойчивее выражает свое мнение.
- Чему научился трехлетка?
Возраст ребёнка 3 года часто называют критическим. Малыш в 3 года умеет уже многое, он хочет стать самостоятельным и показать свое «Я». Ребёнок уже достаточно много говорит. С ним можно построить интересный диалог. Многие дети в 3 года рассказывают стихи и простые сказки, с радостью поют песенки для мамы и папы, пусть и на «своем языке». Часто задают вопросы: «Где? Как? Почему? Зачем?». Они очень интересуются окружающим миром, любят играть.
В возрасте трех лет уже достаточно большое количество детей посещает детский сад. Круг общения ребёнка расширяется, он учится взаимодействовать не только с семьей, но и с другими людьми разного возраста.
Особенности речевого развития
Речь ребёнка в периоде раннего детства становится богаче с каждым днем. К году ребёнок говорит примерно 10-14 простых слов. К 1,5 годам он умеет говорить простые предложения из 2 слов. К 2-2,5 годам ребёнок употребляет местоимения, обращается по имени к окружающим. На третьем году жизни активно развивается фразовая речь.
Речь у всех детей развивается индивидуально. Бывает такое, что в 3 года один ребёнок еще очень мало говорит, а его ровесник уже вовсю читает стихи. Но уже спустя 1,5-2 года словарный запас обоих детей уравнивается, и далее речь развивается у них примерно одинаково. Чтобы понять, если ли задержка речевого развития, и нужно ли как-то помочь ребёнку, необходимо регулярно показывать ребёнка неврологу и педиатру. При необходимости они направят малыша к логопеду.
Стоит обратить внимание, что дети очень много подражают взрослым и другим детям. Чтобы речь ребёнка была правильной, разговаривать с ним нужно четкими словами, правильно строить фразы, не допускать «сюсюкания». Для активного развития фразовой речи нужно употреблять в речи больше глаголов, которые ребёнок будет запоминать и впоследствии повторять.
Что оказывает положительное влияние на развитие речи ребёнка?
- Общение с ребёнком посредством обычной речи;
- Ежедневное чтение ярких книг по возрасту ребёнка;
- Пальчиковые игры;
- Игры на мелкую моторику под присмотром взрослых (мозаика, пазлы);
- Развивающие мультики для детей;
- Песенки для детей, которые можно разучить и вместе петь.
Полезно ли раннее развитие детей? Некоторые родители стремятся научить ребёнка читать уже в 2-3 года, интенсивно изучают с ним иностранные языки, отдают на несколько кружков, в день дают ребёнку слишком много новой информации. Однако специалисты считают, что столь раннее развитие не полезно для неокрепшей детской психики. В периоде раннего детства для детей гораздо важнее родительская любовь, прогулки и обычные игры.
В дополнительных кружках малыш 1-3 лет не нуждается. Если родители все же приняли решение поводить ребёнка на развивающие занятия, то это должно очень нравиться ребёнку. Занятия против воли не принесут никакой пользы.
Распорядок дня в периоде раннего детства
Чтобы ребёнок рос здоровым и спокойным, очень важно создать правильный режим дня и следовать ему. Сон играет важное значение для здоровья ребёнка. Стоит укладывать спать ребёнка вечером не позже 20.30 — 21.00. Колыбельные песни для ребёнка или сказки на ночь являются отличным ритуалом для засыпания и настраивают кроху на здоровый сон.
Полезны для малышей зарядка или утренняя гимнастика. Ее лучше всего проводить после утреннего туалета. Гимнастику можно делать под песни для детей. Занятия с ребёнком зарядкой стоит проводить в игровой форме. Дети любят подражать взрослым, и этим можно воспользоваться, делая гимнастику. Полезны наклоны, приседания, ходьба на носочках и на пяточках, простые игры с мячом и обручем.
После зарядки пора приступать к завтраку. Развивающие занятия с детьми лучше всего проводить в первой половине дня (между завтраком и прогулкой). Впоследствии в детском саду воспитатели придерживаются такого же распорядка. В это время можно порисовать, почитать, позаниматься с конструкторами или кубиками, поиграть в ролевые и другие игры.
Примерно в 10.00-11.00 рекомендуется идти с ребёнком на прогулку. Прогулкам с ребёнком нужно уделять много времени. Дети после 1 года активно осваивают ходьбу, бег, ползание по лестницам. Полезны игры на детской площадке, которая подходит под возраст ребёнка (невысокие горки, удобные безопасные качели, песочница). Зимой можно кататься вместе с малышом на санках на пологих спусках.
После прогулки стоит приступить к обеду. Затем наступает время послеобеденного сна. В возрасте с 1 до 2 лет у многих детей еще сохраняется два дневных сна. После 2-х лет дети обычно спят днем 1 раз после обеда.
После дневного сна ребёнку можно предложить полдник. При хорошей погоде можно снова отправиться на прогулку. Если прогулка не планируется, то можно почитать, поиграть в любые игры, включить развивающий мультик для детей. После ужина в вечернее время игры должны быть спокойными, чтобы ребёнок не разбаловался перед ночным сном. В противном случае его будет сложно уложить.
Особенности ухода за малышами
Уход за малышом в возрасте от 1 до 3 лет совсем несложен. Ежедневное купание, как с грудничками, уже не требуется, но легкий душ все же не будет лишним, потому что дети в этом возрасте достаточно часто пачкаются, много ползают по полу. С мылом мыть ребёнка (или со специальным детским гелем) стоит 1-2 раза в неделю, в остальное время просто водой. Волосы мыть рекомендуется раз в 7-10 дней с детским шампунем.
В ежедневный уход за ребёнком обязательно должна быть включена чистка зубов дважды в день с детской зубной пастой. В периоде раннего детства зубы должны чистить ребёнку родители. Конечно, малышам часто хочется сделать все самостоятельно. Ему можно это позволить, но качество чистки будет низким. Поэтому после малыша зубы должен ему почистить кто-то из родителей.
Умываться ребёнку следует утром и вечером перед сном, а также днем по мере необходимости. Расчесывать волосы стоит неколючей расческой или детской массажной щеткой. Ногти постригают ребёнку по мере необходимости индивидуальными маникюрными ножницами.
Как правильно нужно кормить малыша?
После года ребёнок переводится постепенно на общий стол. Что подразумевает под собой общий стол? Это значит, что ребёнку не нужно отдельно готовить, и он вполне может есть те же блюда, что и остальные члены семьи. Однако эта пища должна быть здоровая. Стоит отдать предпочтение варке, тушению, запеканию. Пищу не стоит сильно солить и добавлять много приправ. Еда должна быть неострая, сбалансированная по основным питательным ингредиентам, по витаминам и минералам.
Меню ребёнка в 1-3 года обязательно должно содержать следующие продукты: зерновые каши, супы (желательно на овощном или на втором мясном бульоне), рыбу, мясо, птицу, молочные продукты, макароны из твердых сортов пшеницы, фрукты, овощи, ягоды. С годовалого возраста можно давать пить фруктовые соки. Полезны компоты, морсы, разрешается некрепкий чай. Из сладостей разрешается натуральный мармелад, пастила, зефир, детский шоколад в небольшом количестве.
Какие продукты стоит максимально ограничить? Ограничить стоит те блюда, которые не несут питательной ценности и могут навредить ребёнку. К таковым относятся сладости и кондитерские изделия, колбасы и сосиски, консервы, полуфабрикаты промышленного производства, соленья и маринады.
Что можно подарить ребёнку на праздник?
Все дети очень любят подарки и сюрпризы. Родственники и друзья тоже любят баловать малышей. В детских магазинах разбегаются глаза от изобилия товаров, но так хочется выбрать для ребёнка действительно полезный подарок.
Какие подарки детям в возрасте от 1 до 3 лет наиболее актуальны?
- Конструкторы из крупных деталей;
- Развивающие игры для детей 1-3 лет;
- Игрушки для сюжетных игр (куклы, животные, машинки, сказочные герои, коляски);
- Наборы для ролевых игр (наборы резиновых или пластиковых продуктов, набор доктора, набор парикмахера, кукольная посуда, мебель и др.);
- Музыкальные игрушки и книжки, которые поют песни для детей;
- Книги (лучше всего толстые, картонные, с яркими иллюстрациями);
- Товары для творчества (цветные карандаши, водные раскраски, пластилин, пальчиковые краски и др.);
- Развивающие игры (крупные пазлы, кубики, лото для малышей, развивающие картинки по разным тематикам).
При выборе подарка обязательно стоит внимательно изучать этикетку. Если игрушка не предназначена для детей до 3-х лет, то от покупки стоит воздержаться. Она может содержать в себе мелкие детали или иметь острые края, что опасно для маленьких детей.