01.06.2017 1508

Ребенок пытается есть сам

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Почти все родители представляют себе процесс появления самостоятельности в питании ребенка неопределенным и протяженным в пространстве. В первый год малыша кормят только мама с папой, а потом он как-то сам собой должен научиться брать в руку ложку и аккуратно попадать ею в рот. На самом деле самостоятельность при приеме пищи — это процесс, который ребенок освоит гораздо раньше, если ему не мешать в этом.

Питание ребенка до твердой пищи

Питание ребенка до твердой пищи

Когда ребенок пребывает еще в младенческом возрасте, родителям и в голову не придет, что кроха может проявлять самостоятельность хоть в чем-то. Первые разговоры об этом в семье обычно появляются, когда малышу уже больше двух лет. И тогда родители осознают — надо бы ему уже самому есть, но ребенок даже не пытается, у него совсем не получается. Иногда доходит до слез и нервов. Напряженная атмосфера вокруг питания ребенка, конечно, не стимулирует кроху на проявление самостоятельности. Почему так?

На самом деле причина кроется в организации быта малыша. Современный уровень развития цивилизации делает уход за ребенком несложным, родители имеют возможность больше времени уделять крохе, заботиться о нем в мелочах. В результате у него просто не появляется стимула что-то делать самостоятельно — родители предупредят все потребности, исполнят все желания. Дети просто не смогут осознать, что нечто они могут сделать сами.

А ведь первые попытки принять участие в приеме пищи могут появиться у крохи же в возрасте трех-четырех месяцев. Если ребенок находится на искусственном вскармливании, то когда его руки достаточно окрепнут для хватательных движений, он начнет пытаться взять бутылочку. Так проявляется естественный инстинкт — малыш старается принимать участие в получении пищи. То же самое заставляет младенцев, питающихся материнским молоком, прикасаться к груди. В случае с бутылочкой родителям стоит быть осторожными. Не стоит мешать ребенку проявлять инициативу, но процесс должен быть под строгим контролем, управляют им пока взрослые. Отдать бутылочку полностью в руки малыша можно только ближе к году, и то, взрослые обязательно должны наблюдать за тем, как ребенок ест.

Дети пробуют прикорм

Первая твердая пища появляется в питании ребенка в возрасте после 6 месяцев. Обычно в этой роли выступает овощное пюре. Введение прикорма — очень важный процесс. Это уникальный новый опыт, которого у малыша еще не было никогда. Он не получал пищу при помощи ложки из тарелки, его желудочно-кишечный тракт еще не сталкивался с иной едой, кроме молока или молочной смеси. Ему предстоит освоить более сложный процесс расщепления питательных веществ и всасывания их. Современные родители понимают всю важность правильного введения прикорма и не торопят малыша, дают ему время на адаптацию.

Но иногда в стремлении поддержать малыша и дать ему привыкнуть к блюдам прикорма максимально комфортно, родители полностью исключают участие малыша из этого процесса. Первую ложечку пюре ребенок получает из рук родителей, от него требуется только открыть рот и проглотить. Кроха не выбирает себе блюдо, он не манипулирует ложкой, не старается попасть ею в рот. Понятно, что движет родителями — желание сделать процесс как можно более быстрым и аккуратным. Ребенок еще не умеет обращаться с ложкой — для него она не сильно отличается от прочих игрушек. Он не сможет в рот попасть с первого раза — значит, испортит пищу и испачкает пространство вокруг, придется омывать пол и мебель. Не лучше ли взрослым взять на себя питание ребенка, а освободившееся от уборки кухни время потратить на занятия с малышом?

На самом деле не лучше. Исключая главного участника из питания ребенка, родители формируют у него неправильное пищевое поведение. Малыш привыкает, что пища — это не нечто естественное, необходимое лично ему для его пользы, а некий ритуал, которому его обучают родители. Это принципиально иной взгляд на еду в жизни крохи. Нет ничего удивительного, что при таком подходе ни о какой самостоятельности при поедании пищи речи и не идет. Зачем брать ложку самому, если всегда кормили родители? Зачем соглашаться есть не совсем вкусное блюдо? Это же нужно не мне, а маме с папой.

Как правильно поступить родителям

Как правильно поступить родителям

Изменить такое поведение будет сложно, но очень просто не допустить его с самого начала. Достаточно просто активно включать малыша в процесс питания ребенка с самых первых ложек прикорма. Да, он сначала никаких действий, имеющих отношение к кормлению, совершать не будет. Но ребенок почувствует себя активным участником, а не только пассивным наблюдателем. Он будет смотреть, как манипулирует ложкой мама, и постепенно начнет повторять за ней. Совсем скоро настанет время, когда первые ложки пюре будет съедены самостоятельно. Питание ребенка происходит не в идеальной чистоте? Но ведь так придется учиться малышу в любом возрасте, так почему не сейчас?

Ребенок рвется есть руками из тарелки? Родителям не стоит приучать малыша к строгому этикету за столом именно на данном этапе. Малыш в данный момент не осваивает правила поведения за столом, а просто изучает, что такое пища, как вообще с ней надо обращаться. Это будет его личный опыт, полученный по собственной инициативе. Еще одно приобщение крохи к миру принятия самостоятельных решений в вопросах питания. Постепенно ребенок научится есть ложкой, и время подобных экспериментов уйдет. А вот с водой стоит проявить большую осторожность. Ее стоит предлагать ребенку только в поильнике-непроливайке, чтобы кроха случайно не захлебнулся, вылив на себя чашку.

Педагогический прикорм для ребенка

Педагогический прикорм для ребенка

Многие родители пытаются практиковать кажущийся новым, а на самом деле самый старинный способ введения прикорма. Это так называемый педагогический прикорм. При этом маме вовсе не придется готовить никаких пюре, ребенок будет получать пищу в виде микродоз прямо из родительской тарелки. Продукт при этом не изменяет консистенции, малыш пробует его в натуральном виде. Не нужно бояться, что кроха сможет подавиться не гомогенизированной пищей — размер микродозы не превышает половинки рисового зернышка. Так что ребенок будет приучаться к прикорму постепенно, соблюдая все правила адаптации.

Хоть ведущая роль в педагогическом приеме принадлежит родителям — это именно они предлагают крохе продукт, они регулируют правила поведения за столом, — но все же ребенок получает максимум возможностей для развития самостоятельности. Это он сам решает, угощаться едой или нет. Это он сам берет пищу с тарелки. Это он решает, готов он к увеличению порции, или пока стоит подождать. Все эти принципы кажутся такими незначительными для родителей, взрослых людей, которые принимают решение об отправке очередной ложки в рот автоматически. Но для маленького ребенка это основополагающие факторы, которые на начальном этапе программируют все его отношение к приему пищи на долгие годы вперед.