Вы заглядываете в комнату ребёнка, а там потолку стремятся груды необычных предметов — старые рисунки и полиэтиленовые пакеты, камушки и палки, бесплатные рекламные журналы, игрушечные машинки, с которыми никогда не играли, но которые ревностно охраняются… Пора задаться вопросом, нет ли у ребёнка синдрома накопительства. Не растёт ли в доме маленький Плюшкин, который не может ни с чем расстаться? И надо ли что-то с этим делать?
В настоящее время накопительство не является фактическим психиатрическим диагнозом, хотя оно может быть симптомом таких отклонений, как обсессивно-компульсивное расстройство или реактивное расстройство привязанности. Наши вопросы могут помочь вам определить, может ли накопительство быть признаком психиатрических проблем или это устойчивое поведение, с которым вы могли бы справиться сами.
Если вы ответили «да» на вопросы 1-4, обратитесь за помощью к специалисту в области психического здоровья детей. Если вы отвечаете «нет» на эти вопросы, но «да» на некоторые остальные, следуйте нашим советам.
Находится ли ребёнок в физической опасности из-за накопительства?
Чтобы действительно представлять опасность для здоровья, там должно быть очень много вещей. Бытовая грязь и комната, полная предметов, которые ребёнок ценит больше, чем родители, сами по себе не являются поводом для беспокойства.
Но если ребёнок не может легко выйти из комнаты или вы не можете свободно туда войти, это проблема. Если он копит вещи, которые могут быть вредными — скажем, грязный мусор или предметы с острыми краями — это проблема.
Проконсультируйтесь со специалистом в области психического здоровья, если накопительство подвергает ребёнка или семью физической опасности, и сам ребёнок сопротивляется попыткам решить эту проблему.
Например, стопка бумаг рядом с обогревателем может быть проблемой, но она решается с помощью пластикового контейнера.
Дети с отклонениями в развитии нередко одержимо собирают предметы, которые другим могут показаться обычным хламом, и это не обязательно вредно для здоровья.
Ребёнок запасается едой?
Если оставить в стороне шутки о подростках с корками от пиццы и старыми бутербродами под кроватями, накопление еды может быть признаком серьёзной проблемы. Среди тех, которые склонен прятать и копить еду, есть дети с расстройствами пищевого поведения, синдромом Прадера-Вилли и реактивным расстройством привязанности.
Для детей не обязательно ненормально прятать любимую закуску или какие-то тайком приобретённые конфеты в ящике стола или в рюкзаке, но если вы заметили, что ребёнок копит большое количество еды, переедает, ворует продукты, чтобы спрятать, или иным образом проявляет нездоровую фиксацию на еде, пора сообщить об этом специалисту в области психического здоровья – детскому психологу или психиатру.
Ребёнок ворует вещи и копит их?
Дети с навязчивым интересом к необычным вещам часто копят найденные предметы, но склонность брать предметы, принадлежащие другим, и прятать их точно должна вызывать беспокойство.
Однако важно учитывать намерение: ребёнок, который не понимает, что безделушкам из гостиной место в гостиной, а не в полиэтиленовом пакете в его спальне, отличается от ребёнка, который намеренно берет дорогие вещи у братьев и сестер и прячет их в тайнике.
Сокрытие привлекательных объектов с глаз долой поможет решить первую проблему, но не вторую: она может потребовать участия детского психолога, чтобы определить, почему случается воровство.
Мешает ли накопительство участвовать в обычной деятельности?
Одно практическое правило для определения, когда же поведение становится расстройством, заключается в том, мешает ли оно человеку заниматься нормальной повседневной деятельностью. Может ли ваш ребёнок оставить дома накопленную коллекцию, чтобы пойти в школу? Играть с друзьями? Участвует ли он в семейных обедах и мероприятиях?
Многие дети с особыми потребностями могут чувствовать себя очень комфортно в присутствии своих спрятанных предметов, но не взаимодействуют с ними постоянно и не используют их как способ отгородиться от реального мира.
Если вы обнаружите, что накопительство ребёнка мешает важным жизненным занятиям (а не только чему-то вроде «поддержания порядка в своей комнате»), это сигнал о том, что пришло время для обследования у врачей, и не надо медлить.
Учёные из Princeton University выяснили, что чрезмерное количество предметов в поле зрения, в том числе так называемый творческий беспорядок, вызывают конкуренцию за нейроны зрительной коры.
Это снижает эффективность обработки данных всего отдела мозга, обрабатывающего визуальную информацию, в итоге вызывая снижение концентрации внимания человека, когнитивную перегрузку и падение объёма рабочей памяти.
Можно ли упорядочить этот хаос с согласия ребёнка?
Дети, которые окружают себя объектами навязчивого интереса, могут быть удивительно осведомлены о любых изменениях в своей коллекции, даже если эта коллекция выглядит для вас как стопка бумаг, разбросанных по всему полу. Это может затруднить тайную уборку, когда ребёнка нет дома. Но вы можете помочь навести порядок в этом хаосе, если не будете убирать какие-либо предметы.
Поговорите с маленьким Плюшкиным о таких вариантах, как прозрачные пластиковые контейнеры, чтобы предметы были сложены на виду, но аккуратно; полки, на которые их можно выставлять; картотечные шкафы или ящики для сортировки и хранения; ящики для хранения вещей под кроватью и другие способы удовлетворить как потребность ребёнка копить свои «драгоценности», так и вашу потребность передвигаться по комнате.
Если ребёнок сопротивляется любым попыткам прикоснуться к вещам, это признак того, что вам, возможно, следует проконсультироваться со специалистом в области психического здоровья детей и подростков.
Синдром Плюшкина, хоардинг или расстройство патологического накопительства могут стартовать в подростковом возрасте. По данным статистики, от него страдают 2-6% людей.
Эта патология влияет не только на психику: она часто связана с перееданием и риском ожирения. А учёные St. Lawrence University выявили, что такое расстройство коррелирует с проблемами в принятии решений, нарушением когнитивных функций и плохим сном.
Могу ли я трогать эти предметы?
Ребёнок может начать кричать и сопротивляться, если вы прикоснетесь к спрятанным предметам, чтобы выбросить их. Но есть ли возможность поиграть с ним, используя эти предметы? Следуйте примеру ребёнка и проявляйте интерес к этим предметам, вызывающим такую страсть, даже если вы не видите, в чем их ценность.
Попросите ребенка показать вам свои любимые вещи из коллекции или рассказать о них. Задавайте вопросы. Попробуйте поиграть с предметами так, как это делает сам ребёнок. Это может быть возможность понять личный мир ребёнка, и ею совсем не стоит пренебрегать.
Можно ли использовать накопленные предметы в качестве награды?
Найти что-то, что сильно мотивирует детей с особыми потребностями, может быть большой проблемой для родителей, поэтому, если вы обнаруживаете предметы, которые ребёнок одержимо собирает, вы можете использовать это в своих интересах.
Если они не причиняют вреда и находятся под организационным контролем, то предложение ребёнку новой машинки, или ключа, или журнала, или квитанции на бумаге в обмен на выполнение задания может стать хорошим компромиссом.
Вы также можете рассмотреть возможность создания системы жетонов, в которой конечной наградой будет новый предмет для «коллекции».
Можно ли использовать накопленные предметы для развития навыков общения?
Поговорить с ребёнком о его «коллекции» вместо того, чтобы ругаться по её поводу, — это один из способов использовать эти предметы в целях общения. Другой вариант — поощрять задавать вам вопросы об интересующих объектах.
Ребёнок, который не видит необходимости в разговоре в целом, может вдохновиться возможностью спросить о квитанции, машинке или ключе. Найдите вещи, которые способны его заинтересовать, и начните разговор о них.
Накопление осталось прежним или изменилось в положительную сторону?
По мере того, как дети растут и развиваются, их отношение к накопленным объектам может меняться. Они могут потерять интерес и позволить выбросить одну кучу предметов, чтобы освободить место для другой. Если вам удастся использовать некоторые из описанных выше советов, у ребенка может сформироваться более выборочное отношение к предметам, приближающееся к коллекционированию, а не к складированию вещей.
Если повезет, запас предметов останется таким же или уменьшится. Однако, если ваши ответы на некоторые из вопросов, приведенных выше, начинают изменяться в негативную сторону, а накопительство начинает казаться нездоровым, зовите на помощь специалистов.
Я тоже коплю вещи?
Признайтесь: у вас также есть вещи, которые вам нужно сохранить, хотя другие не видят их особой ценности? Коробки, полные старых школьных работ вашего ребёнка? Квитанции из далёкого прошлого? Сломанные игрушки и техника? Одежда, которую вы больше никогда не наденете?
У многих из нас есть своя собственная версия накопления, более контролируемая и менее безумная, чем та, что вы видите в популярных реалити-шоу, но достаточная, чтобы вызвать у нас некоторое сочувствие к навязчивым идеям наших детей.
Часто разница между сокровищем и мусором в глазах смотрящего. Включите в это понимание накопительства и идеи своего ребенка. Ну а чтобы отследить, когда такая склонность копить вещи у взрослого может начать перерастать в проблему, читайте статью «Коллекционирование: еще хобби, или уже болезнь?».
Использованы фотоматериалы Shutterstock