Речевое развитие ребёнка начинается с момента его рождения. Сначала грудничок учится понимать, что говорит мама, а потом пытается вслед за ней воспроизводить звуки. Речевое развитие ребёнка происходит как дома, так и на прогулке. Кстати, во втором случае это бывает даже быстрее, потому как за пределами дома малыша ждет масса новых впечатлений. А родителям остается только немного ему помочь.
Речевое развитие ребёнка: знакомство малыша с окружающим миром
Если грудничок уже уверенно сидит в коляске и с интересом рассматривает все, что происходит вокруг, самое время начинать знакомить его с окружающим миром. Благодаря новым впечатлениям у ребёнка появляется мотивация к обозначению словами всего увиденного. Сначала он будет осваивать простые звуки, которые выделяет из общего шума: «би-би, ав-ав», потом дело дойдет и до слов. Кстати, иногда звуки, услышанные на улице, дети запоминают лучше, чем домашние.
Конечно, в первое время будет говорить только мама. Но если она станет делать это часто и охотно, малыш очень скоро начнет реагировать на ее слова — отзываться, пытаться повторять отдельные звуки. С каждым днем кроха будет становиться все активнее, а речевое развитие ребёнка проходить быстрее.
Не нужно ограничиваться одними названиями: «Это кошка, это дерево». Мама должна описывать все, что видит вокруг, вставляя в свою речь эпитеты: «Смотри, это кошка. Кошка рыжая, а мордочка у нее белая. Кошка мяукает: «Мяу!» Как мяукает кошка?» Мама должна стараться говорить так, чтобы малыш ее понимал. Но даже если кроха поймет не все из сказанного, не беда. В любом случае он будет учиться слушать и пополнять свой словарный запас.
Бывает и так, что сидящий в коляске грудничок протягивает куда-то ручку и издает призывные звуки. Попробуйте понять, что именно заинтересовало кроху. Возможно, он увидел притаившуюся кошку, красивую птичку или просто каштаны на дорожке. А может, его заинтересовала проехавшая мимо машина. Уделите внимание этому интересному для ребёнка объекту, поговорите о кошке, каштанах или автомобиле. Чем внимательнее будет мама к малышу на прогулке, тем больше нового он сможет узнать с ее помощью.
Эмоции и ощущения грудничка на прогулке
Оказывается, для речевого развития ребёнка важно стимулировать не только слух, но и другие органы чувств: зрение, осязание, обоняние. А еще помогут положительные эмоции. И лучше всего это делать именно на прогулке, ведь вокруг столько разных предметов, которые дети раннего возраста могут потрогать, понюхать, рассмотреть поближе. Например:
- Цветы
Кроху можно подносить к разным цветкам. Пусть он их потрогает, попытается схватить ручкой, понюхает. Таким образом он сможет изучать не только садовые цветы, но и полевые. Если мама знает их названия, нужно говорить об этом малышу.
Над цветами очень часто можно увидеть разных насекомых — осу, пчелу, бабочку, жука. Их тоже следует показать ребёнку, рассказать, что они делают — летают, жужжат, порхают с цветка на цветок, собирают мед и так далее. Пожужжите вместе с малышом, как пчелка. Скажите, что она может укусить, а бабочка — нет. А еще можно помахать руками, как бабочка крыльями. Наверняка малышу захочется повторить движения мамы. И даже если кроха не проявляет инициативы, возьмите его ручки и помашите ими. Возможно, потом он сделает это самостоятельно.
Рассматривайте с ребёнком деревья, кусты и траву. Не бойтесь говорить их названия. Показывайте крохе различные листочки и называйте их — кленовый, березовый, каштановый. Говорите, какой лист большой, а какой маленький.
- Птицы
Хорошая идея — покормить вместе с малышом голубей. При этом мама пусть приговаривает: «Гули-гули, гули-гули». Ребёнку тоже можно дать кусочки хлеба, чтобы он сам кормил птичек. Пусть даже дети раннего возраста делают это не очень ловко. Зато сколько эмоций! Кстати, таким образом можно не только учить новые слова, но и развивать мелкую моторику малыша, что тоже очень полезно для речевого развития ребёнка.
Обращайте внимание крохи на животных — собак, кошек, белок, ежиков. И обязательно старайтесь вызвать у него положительные эмоции. Ведь именно радость и восхищение от увиденного заставляет малыша поделиться этим с мамой. А значит, и стимулирует потребность говорить.
- Игры
Сидя с малышом на скамейке в парке, можно играть в те же игры, в которые взрослые играют с ним дома. Это могут быть подкидывания на коленках, пальчиковые игры, бодалки и так далее.
Общение с детьми раннего возраста
Дети раннего возраста, насколько бы это не казалось странным, очень любят «поговорить». И родители должны поддерживать это их желание. Во время прогулки можно найти уютное местечко в тени какого-нибудь дерева и устроить «сеанс общения». Пообщайтесь с ним «с глазу на глаз», как можно выразительнее повторяя за малышом разные звуки: «Агу, ба-ба, ма-ма» и так далее. Наверняка у мамы с ребёнком получится веселый дуэт. При этом очень важно ласково улыбаться крохе и делать выразительные движения губами. Если малыш попытается произнести какой-то звук за мамой, нужно обязательно его похвалить.
Рассказывайте ребёнку стихотворения, потешки, пойте ему песенки. В речевом развитии хорошо помогают потешки со звукоподражаниями. Мама должна поощрять малыша повторять вслед за ней разные звуки. Для этого она весело и выразительно произносит фразы, дополняя их характерными звуками, а потом задает ребёнку вопросы: «Как мяукала кошка? Как лаяла собака? Как жужжал шмель?»
Такие потешки можно придумывать прямо на ходу:
- На лугу паслась корова: му-у, му-у.
- Полосатый шмель летел: з-з-з-з.
- Подул летний ветерок: ф-ф-ф-ф.
- Зазвенел колокольчик: динь-дилинь, динь-дилинь.
- В траве стрекотал кузнечик: тр-р-р, тц-с-с.
- Пробежал колючий ежик: пых-пых-пых.
- Пела песенку птичка: цинь-цвиринь.
- Жужжал сердитый жук: ж-ж-ж-ж.
- Залаяла собачка: ав-ав-ав….
- И так до бесконечности.
Игры такого рода очень нравятся малышам. Помимо того, что они развивают речь, такие занятия для малышей еще и помогают установить эмоциональный контакт матери и ребёнка.