Сегодня ролики, продвигающие различные лекарства и БАД по телевизору, занимают львиную долю всего рекламного времени. Помимо этого, реклама размещается на стендах аптек, растяжках, в журналах, как специализированных, так и ориентированных на широкий круг читателей. Кроме того, в интернете также активно рекламируются витамины, различные безрецептурные таблетки и медицинские изделия. Не менее активно продвигаются в сознании потребителей и фармацевтические кампании-производители, сети аптек и многие другие. Какими законами регулируются рекламные материалы лекарств, насколько правдива информация в них?
Реклама лекарств: за и против
Рынок лекарств сегодня находится в состоянии экономического спада в связи с общим снижением покупательской способности. Поэтому многие производители таблеток и других видов препаратов все активнее и навязчивее продвигают свои лекарства в любых СМИ. Специалисты критически относятся к данной тенденции, считая, что такое засилье рекламы лекарств приводит к повышению случаев самолечения и его негативных последствий.
Кроме того, рекламные ролики порой предоставляют не совсем достоверную информацию, лишь часть необходимых данных о приеме препарата и его особенностях. И это понятно: любое лекарство имеет как свои показания, так и противопоказания, и если говорить о побочных эффектах или об ограничениях приема, этим можно напугать или оттолкнуть от покупки потенциального клиента. Для того, чтобы оградить потребителей от избыточного давления рекламы таблеток, были введены особые поправки в закон «О рекламе» от 13 марта 2006 года в категории лекарственных средств.
Реклама таблеток и иных препаратов
Люди привыкли верить опыту других, они нередко принимают лекарства по совету родных и знакомых. Ссылки на опыт и рекомендации по типу «я принимал, и мне помогло», особенно от знаменитостей в рекламе запрещены. Однако завуалировано этот пункт закона нарушается. Вспомним набивший оскомину ролик певца Тимати и спрея от боли в горле. Естественно, певец в открытую не говорит о том, что принимает его. Но визуальный ряд выстроен так, что откровенно намекает на связь певческого таланта и боли в горле, а также приема препарата. Не менее известный Дмитрий Нагиев с экрана ТВ поливает всех известным антисептиком, используя его при тонзиллите и фарингите и намекая на то, что «принимайте — другим же помогло».
Что запрещено категорически, так это реклама лекарств, отпускающихся по рецепту — их на экранах ТВ, в журналах для широкого круга читателей и сети интернет в открытом доступе быть не должно. Также запрещена и реклама медицинских изделий, для применения которых необходима особая подготовка — эти товары могут рекламироваться только среди профессионалов медицины на специализированных форумах, выставках и конференциях.
Состав таблеток, показания и противопоказания
По закону реклама лекарств должна обязательно предупреждать о наличии противопоказаний, важности ознакомления с составом таблеток и инструкцией, а также о необходимости консультации врача. Производители указывают данную информацию небольшими буквами внизу ролика, на которые мало кто обращает внимание, или в конце ролика диктор за кадром сообщает это быстро и невнятно. Кроме того, если рекламный ролик содержит характеристики или озвучивает состав таблеток, допустимо подавать эту информацию только в пределах именно тех показаний, что содержит инструкция.
Плюс к этому, есть и ряд ограничений относительно той информации, которая преподносится потребителю. Так, реклама не должна гарантировать, что состав таблеток окажет положительное действие, что лекарства совершенно безопасны и эффективны, не имеют побочных действий (даже если это растительные средства).
Этот пункт нарушают практически все компании, рекламирующие свои препараты. Они преподносят вещества, входящие в состав таблеток, сиропов, капсул и иных форм, как «мощное и эффективное средство», «безопасные растительные компоненты» и т. д.
И еще один пункт, который косвенно также нарушают почти все рекламодатели: посредством рекламного материала нельзя создавать впечатление о ненужности обращения к врачу. Вспомним рекламу одного из противовоспалительных средств «Миг: и голова не болит!», то есть, выпил таблетку — и боль ушла, кто после этого пойдет к врачу выяснять ее причины? Также нельзя в рекламе склонять потребителей к приему таблеток, указывая на то, что он нездоров. Вспомним рекламу средства от простатита — «боли, нарушения мочеиспускания? Принимайте препарат — и вы снова здоровы».
Реклама БАД или витаминов
Реклама БАД и различных других веществ, витаминов также регламентируется законом. В этом секторе все еще сложнее, потому как, если БАД в рекламе преподносится как средство, которое помогает при определенных заболеваниях, это можно квалифицировать как нарушение первого пункта 25 статьи закона. То есть, производители БАД, рекламирующие свои средства, не должны создавать впечатление, что состав таблеток их фирмы является лекарственным средством и обладает лечебным эффектом. Мы помним, что БАД применяют только как профилактические или вспомогательные средства, но не как основное лечение. Если в рекламе есть фразы по типу «болят почки — принимай наш БАД» это повод для привлечения производителя к ответственности.
Аналогично и с витаминами: они не должны преподноситься как панацея от простуды, проблем с ногтями или волосами. Стоит помнить о том, что витамины — это биологически активные вещества, которые при передозировке способны существенно навредить. Поэтому в отношении их рекламы действуют аналогичные правила. В рекламе, если речь идет о витаминах, тоже должны быть указания на необходимость консультации с врачом и внимательное изучение инструкции.
Также незаконно в рекламе витаминов использовать медийные персоны, которые с экрана указывают «Я принимаю витамины этой фирмы, поэтому я такая красивая», так как это неверно поданная для потребителя информация. Ему не должно внушаться, что красота и здоровье связаны именно с приемом тех или иных лекарств, БАДов или витаминов.