Воспитание ребёнка — одна из главных задач любящих родителей. Как правильно вести себя, когда дело касается школы? Многих мам и пап, с наступлением первых учебных дней начинают терзать мысли о том, стоит ли помогать маленькому школьнику в решении домашних задач, сидеть ли рядом и контролировать каждое движение или дать возможность разбираться самостоятельно. Как не бросить ребёнка на произвол судьбы в трудный момент и одновременно развить в нем самостоятельность, поговорим в статье.
Дети и родители: выполнение домашнего задания
Воспитание родителей касается не только «слова», но и «дела». Чаще пустые наставления не приносят нужной пользы. Требуются конкретные действия, контроль и внимание. Касается это и выполнения домашних заданий.
Можно ли помогать ребёнку? Мнение ведущих психологов звучит довольно жестко: «Помогать можно, выполнять за него — нет». Для лучшего понимания ситуации следует разобрать эту фразу на конкретных примерах, опираясь на возраст школьника.
В начальных классах нужно оказывать посильную помощь малышу, только начинающему раскрывать свои познавательные функции. В этот период еще не ставятся оценки и первостепенная задача, как родителей, так и школы — приучить к новому режиму и требованиям. Здесь важно не столько само выполнение домашнего задания, сколько формирование у малыша новых умений. А это процесс, который требует контроля взрослого для своевременного внесения коррективов. Поэтому присутствовать рядом вовсе не повредит. Процесс адаптации к новым условиям, взаимодействие с одноклассниками, а также изменение правил организации деятельности сложны для ребёнка. И воспитание родителей на данном этапе должно свестись к посильной помощи в процессе адаптации.
При этом самая важная памятка для родителей — поддержать ребёнка, а не сделать все за него. Ведь выполнение домашнего задания тренирует первоклассника не только тому, как следует писать и читать, но и помогает организоваться. Он постепенно учится следить за своими принадлежностями, складывать портфель, готовить одежду, собирать необходимые вещи в соответствии со школьным расписанием.
Для детей старшего возраста от 4 класса и выше, постоянно находящиеся рядом родители — не самый лучший вариант. Формирование самостоятельной личности предполагает столкновения с некоторыми трудностями. Конечно, если ребёнок просит о помощи — отказывать тоже нельзя. Ведь даже взрослому человеку порой бывает не видно решения, лежащего на поверхности. Чего уж говорить о детском уме. Поэтому, если школьник просит помочь — важно доходчиво объяснить или заняться совместным поиском ответа. Но при этом не делать уроки вместо него. Если ребёнок справляется самостоятельно — не стоит мешать ему своим присутствием вовсе. Дополнительный контроль в таком случае будет выглядеть в его глазах как недоверие, провоцируя неуверенность.
Воспитание родителей: растим самостоятельную личность
Для того чтобы воспитать в ребёнке самостоятельную личность, важно давать ему понять для чего нужны те или иные действия. Что дает ему школа, какие возможности? Ведь неспособность и нежелание учиться в старших классах, чаще вопрос именно недостатка мотивации. А это влечет за собой несформированность навыков дисциплины и самоконтроля.
Практически у каждого взрослого есть работа, предназначение, обязанности. И родители должны доходчиво объяснить школьнику, что учеба — это его работа на данном этапе жизни. И выполнять ее нужно каждому за себя. Из этого следует, что раз ребёнок не может пойти на производство и выполнять обязанности руководителя, технолога или кого-то иного, значит и мама не должна выполнять за него домашние задания, складывать портфель, следить за расписанием и готовить одежду.
Да, процесс становления самостоятельной личности не проходит гладко на все 100%. Вполне вероятно, что чадо пару раз появится в школе без сменной обуви и с невыполненным домашним заданием, а может и вовсе проспит и не попадет на занятия. Такие «промахи» тут же повлекут ответную реакцию учителя в виде нескольких красующихся двоек в дневнике. Но в результате, «набитые шишки» приучат к ответственности и лучшему пониманию причинно-следственных связей.
Конечно, воспитание родителей не может пускаться на самотек. Для начала можно наблюдать издалека, предупредить учителя о новых правилах в вашей семье. Чаще всего руководители относятся с пониманием к подобным нововведениям, в некоторых случаях даже дают пару-тройку дельных профессиональных советов. Родители должны быть в курсе того, что происходит с их ребёнком, чтобы вовремя вмешаться в нужный момент, если что-то пойдет не по плану.
Памятка для родителей ребёнка-школьника
Памятка для родителей должна содержать главное правило — не стоит выполнять задания вместо ребёнка, это окажет ему медвежью услугу. В результате, он не то что не станет самостоятельным, а даже не усвоит простую информацию, на закрепление которой и были даны домашние задания.
К сожалению, большинство родителей, видя школьную программу, не верят, что дитя сможет освоить ее самостоятельно. Сможет. Не стоит воспитывать в ребёнке «трутня». Пусть лучше у него будет стоять в дневнике заслуженная тройка, и он трезво будет оценивать собственные силы, понимая, где следует подтянуть, нежели придется пытаться соответствовать незаслуженной пятерке, полученной за материал, в котором он даже не ориентируется. Несмотря на оценочную систему, главное — это совсем не высокая оценка, а внутренний стержень ребёнка, его самостоятельность, умение приспосабливаться и желание достигать поставленных целей.
Что может мотивировать?
Для того чтобы ребёнку было интересно учиться, родителям необходимо создать определенные условия для этого.
Памятка для родителей об идеальных условиях:
- важно ощущение ценности приобретаемых умений и одобрение близких, ребёнку нужно «чувствовать вкус» успешности. Подкрепить вкус к победе может участие и получение призового места в конкурсе, соревновании, проведение расчетов для реализации интересного проекта;
- поддержка соответствующей компании. Лучше если окружать ребёнка будут успешные, склонные к самостоятельности дети. Иногда, в особо безнадежных случаях, для этого требуется сменить коллектив или школу;
- важно с детства формировать видимые перспективы. Это может быть посещение музея или предприятия работы-мечты вашего ребёнка, которое будет служить осязаемой целью его трудов. Если сама цель будет привлекать, то и сам школьник будет с большим удовольствием прикладывать усилия к ее достижению, проявляя навыки систематизации своих действий.