Сколько было сломано копий в дискуссиях о вакцинации, сколько их еще ломается и будет ломаться — и не сосчитать. Так было всегда, и, наверное, будет и впредь. Возможно, людям просто не хватает знаний о том, от каких бед вакцины спасли человечество.
MedAboutMe предлагает вспомнить относительно недавнюю историю самой стремительной и массовой вакцинации жителей Москвы и Подмосковья, позволившей остановить вспышку натуральной оспы в 1960 году. И рассмотреть опыт сегодняшний: всеобщую вакцинацию от COVID-19 в Израиле, который обогнал все остальные страны по массовости и скорости кампании вакцинопрофилактики.
История эпидемий
Если вглядеться во тьму веков, станет совсем непонятно, как человечество умудрилось выжить. Не холод и голод — так войны. Не войны — так стихийные бедствия. Не вулканы и землетрясения — так моровые поветрия, уносившие жизни миллионов человек в короткие сроки. Незнание элементарных, по сегодняшним меркам, вещей, всячески способствовало повальному распространению инфекций.
Известное произведение Джованни Бокаччо «Декамерон» обязано своим происхождением флорентийской чуме. По сюжету, истории, составляющие сборник, рассказывают друг другу от скуки молодые флорентийцы, сбежавшие из зараженного города, чтобы переждать болезнь в безопасном месте.
А в трагическом финале истории о Ромео и Джульетте повинен чумной карантин в Вероне. Именно из-за него гонец, несший влюбленному юноше письмо от Джульетты, не смог доставить послание вовремя. Не получив весточки, Ромео решил, что возлюбленная погибла, и от отчаяния покончил с собой.
- Во II веке нашей эры количество жителей Европы уменьшилось, по мнению ученых, на 5 млн человек из-за «чумы Антонина». Предполагают, что это была эпидемия черной оспы.
- Через четыреста лет, в 541-542 году Европу накрыла эпидемия «чумы Юстиниана», унесшая вдесятеро больше жизней: около 50 мл человек.
- В 737 году от черной оспы погибло около трети населения Японии.
- В середине 14 века «Черная смерть» уменьшила население Европы на 200 миллионов человек.
- Через 200 лет в Мексике одна за другой прокатились две эпидемии геморрагической лихорадки, известные как «эпидемия Коколицли». Первая унесла около 15 миллионов жизней, вторая — еще около 2 млн.
- Не прошло и века, и «Великая чума» пришла в Лондон. За год погибло от болезни более 100 тысяч человек.
- В середине 19 века около миллиона человек умерло в России от холеры.
- Через 30 лет в Европу пожаловал азиатский грипп, а следом за ним, уже в начале 20 века, по миру прокатилась эпидемия смертоносной «испанки», погубившей, по разным оценкам, от 50 до 100 миллионов жизней.
Конечно, врачи всегда стремились понять причины, вызывающие массовую гибель людей.
Было замечено, например, причем еще в древности, что люди, переболевшие оспой, вторично никогда не заражаются.
Не понимая причин такой приобретенной устойчивости к болезни, люди, тем не менее, пытались как-то это использовать: пробовали специально заразиться, в надежде, что болезнь пройдет легче. И больше не будет грозить смертью.
В древнем Китае, например, кусочки струпьев больного оспой измельчали в порошок и вдыхали через нос. В Индии содержимое оспенных пузырьков капали в уши. В Турции и на Кавказе болезнь «пересаживали» с помощью острого предмета, смазанного содержимым пузырька: им прокалывали или надрезали кожу.
Кто-то заболевал тяжело и умирал, но многие переносили полученную таким образом инфекцию легче, и приобретали впоследствии иммунитет, даже не зная о его существовании.
Эта процедура называется вариоляцией, и никто точно не знает, где и когда впервые была она проведена. Она была довольно обычным делом на Востоке, но в Европу пришла только в 18 веке, с легкой руки леди Монтегю, жившей некоторое время в Стамбуле. Англичанка подвергла вариоляции своего пятилетнего сынишку, а потом и младшую дочку. После возвращения в Европу леди Монтегю сделала очень много для того, чтобы метод вариоляции использовался для профилактики оспы. Ее усилия не прошли даром: процедура стала популярна среди знати и не только.
В Америке были привиты солдаты армии Дж. Вашингтона, чтобы не уступать уже вариолированным британским солдатам.
В России первой вариолированной особой стала сама императрица Екатерина Великая. Она не только сама получила «дозу» болезни, но заставила пройти процедуру всю свою семью и всех придворных.
Однако основная масса населения все-таки опасалась пускать в свое тело болезнь по собственной воле.
При обычном заражении смертность от черной оспы составляла от 25 до 40%, после вариоляции — порядка 2%. Что тоже немало. Нужно было найти метод, который позволял бы приобрести устойчивость к страшной болезни с минимальным риском.
Открытие вакцинации
Говоря о борьбе с оспой, обычно называют открывателем вакцины Эдварда Дженнера, хотя строго говоря, это не совсем так. Этот британский врач стал первым, кто описал и опубликовал метод профилактики заболевания оспой, известный многим задолго до него. Сам Дженнер узнал об этом методе от своего коллеги и друга Джона Фюстера.
Фюстер рассказал, что всем, кто работает с крупным домашним скотом, хорошо известен следующий факт: коровья оспа, поражающая коров и лошадей, может передаваться человеку, но заболевание не смертельно. А после выздоровления человек приобретает устойчивость и к черной оспе. Первый известный случай вариоляции коровьей оспой имел место в 1774 году, когда фермер Б. Джести привил всю свою семью, и тем самым уберег домочадцев от болезни.
Дженнер взялся проверять эти сведения. Свои опыты врач проводил сразу на людях: на доярке Саре Нелмс и мальчике Джеймсе Фиппсе. К счастью, ребёнок быстро выздоровел после заражения коровьей оспой, и, по всей видимости, приобрел иммунитет к болезни.
Успешные опыты врача не заинтересовали врачебную общественность, статью Дженнера к публикации в Британском Королевском обществе не допустили. Пришлось издавать за свой счет брошюру, в которой врач назвал описываемый им метод вакцинацией, от латинского названия болезни Variolae Vaccinae. В почти буквальном переводе «вакцинация» означает что-то вроде «окоровливания», что долгое время вызывало у обывателей страх перед странной процедурой. Во всяком случае, Дженнеру долго не удавалось найти никого, кто согласился бы вакцинироваться-окоровиться. А вдруг от этого вырастут рога, хвост и копыта?
Кстати, примерно того же боятся сегодня антипрививочники всех мастей. То, что непонятно, может вызывать самые странные и иррациональные страхи. Что в 18 веке, что в 21.
Однако к началу 19 века все изменилось: Европа наперебой вакцинировалась от оспы, Т. Джефферсон в Америке учредил национальную программу вакцинации. Прививали всех, невзирая на сопротивление, которое по-прежнему оставалось.
Испанский монарх Карлос IV, потерявший от оспы дочь Марию-Терезу, даже организовал экспедицию в испанские заморские колонии, где покоренные индейцы продолжали массово гибнуть от оспы, завезенной колонизаторами. Правда, то, как в колонии доставлялся «прививочный материал», сегодня вызвало бы бурю негодования.
Холодильников, как вы понимаете, еще не было, а путь морем длинный. Даже свежая жидкость из оспенных пузырьков не сохранила бы свои свойства. Поэтому инфекцию решено было везти в «живых контейнерах». Из детского приюта взяли 22 мальчика-сироты, двоим ввели коровью оспу, и погрузили их на корабль. По мере выздоровления заражали следующую пару детей. Перевезенная таким образом инфекция сначала досталась коровам, чтобы создать на месте «резерв», а затем испанская экспедиция доставила «прививочный материал» по городам, островам и даже в Океанию и Юго-Восточную Азию.
Это произошло через 5 лет после выхода брошюры Дженнера.
Человечество получило оружие против оспы, и вскоре эпидемии прекратились. Хотя вспышки еще случались.
Оспа в Москве (1959-1960 год)
В царской России вакцинация хотя и проводилась, но без особого успеха. Даже в просвещенном Санкт-Петербурге приходилось задействовать полицию, чтобы заставить малограмотных обывателей привиться. Справиться с задачей смогли только большевики. Декрет «Об обязательном оспопрививании» вышел в 1918 году, после чего метод, совмещавший убеждение с принуждением, дал плоды: к 1936 году оспа в СССР была ликвидирована. Через 20 лет новое поколение врачей даже не представляло себе, что такое черная оспа, и что с ней делать. Только ставили прививки тем немногим, кто выезжал в опасные страны, потому что в африканских и азиатских странах дело с оспой обстояло значительно хуже.
Как получилось, что выезжавший в Африку художник Алексей Кокорекин оказался незащищенным вакциной, до сих пор не ясно. То ли вакцина не сработала, то ли ее вообще не вводили заслуженному деятелю искусств, дважды лауреату Сталинской премии, только штампик о вакцинировании поставили куда надо...
Поездка в Африку сорвалась, но состоялся визит в Индию. Где оспа была распространена по-прежнему.
В Индии Кокорекин побывал на похоронах брамина, и даже приобрел ко-какие вещицы из имущества покойного в качестве сувенира. От чего тот умер, художник не интересовался. Умер и умер, что ж теперь.
Вернувшись домой в декабре 1959 года, Кокорекин успел одарить знакомых и родных сувенирами, после чего слег перед самым Новым годом. А вскоре, несмотря на лечение, скончался. Причину смерти не могли выяснить даже после смерти художника, пока не пригласили для консультации пожилого, опытного патологанатома из Ленинграда. Тому было достаточно одного взгляда, чтобы определить причину смерти: это была уже забытая в СССР черная оспа, Variola vera.
К тому времени в контакте с погибшим от оспы Кокорекиным побывали десятки людей. Эпидемия могла вспыхнуть в любой момент. Столице грозила очень большая беда.
Но у советской системы были свои немалые преимущества.
Для решения возникшей критической ситуации были объединены все возможности. Минздрав, армейское руководство, министерство внутренних дел, всесильный КГБ работали вместе, слаженно и, как показал результат, очень эффективно.
Были оперативно отслежены все контакты Кокорекина, начиная от работников таможни, встречавших его в аэропорту прибытия, таксиста, доставившего его домой, знакомых,и до медработников. Одного знакомого вернули с полдороги в Париж: самолет, на котором тот летел, развернули в воздухе, пассажиры попали в карантин. Всего было выявлено более 9300 контактов. Тех, кто контактировал с Кокорекиным непосредственно, госпитализировали, остальные остались дома, под наблюдением медиков, которые дважды в день проверяли их состояние и самочувствие.
Все доступные мощности были задействованы для экстренного производства вакцины. Около 27 тысяч медработников не покладая рук трудились в прививочных пунктах и выездных бригадах.
За 19 дней были привиты 5,5 млн жителей столицы и более 4 млн в Московской области.
С момента появления инфекции в столице до последнего зарегистрированного случая заболевания прошло 44 дня. С начала мероприятий по борьбе со вспышкой оспы до полной победы — 19 дней. За это время успели заболеть 45 человек, трое из которых умерли, остальные выздоровели. Такой стремительной и массовой вакцинации больше не было нигде и никогда.
Через 18 лет оспа была полностью побеждена во всем мире. Сегодня возбудители болезни хранятся только в России и США, в самых строго охраняемых, оборудованных самыми надежными защитными системами лабораториях. Но детей в СССР продолжали прививать от оспы до начала 80-х. На всякий случай.
Вакцинация от COVID-19: впереди планеты всей Израиль
Маленькая страна на побережье Средиземного моря с момента начала пандемии пережила три локдауна, которые дались Израилю очень тяжело. Несмотря на высокий уровень развития медицины, было более 830 тысяч заболевших, более 6 тысяч человек умерло. Для страны с населением 9 миллионов человек это очень много. Поэтому и меры предпринимались очень суровые: например, во время второго локдауна гражданам было запрещено отдаляться от дома более чем на 500 м. Все торговые центры, спортивные и развлекательные учреждения были закрыты, ограничено движение общественного транспорта.
А потом началась кампания по вакцинации.
Израиль закупил вакцину Pfizer, причем по достаточно высокой цене, чтобы обойти другие страны, также претендовавшие на приобретение вакцины как можно скорее. В обмен на обеспечение необходимого количества доз Израиль дал согласие предоставлять компании-производителю статистические данные, касающиеся вакцины и последствий ее применения.
Были ли сложности с вакцинацией? Были.
Например, сообщество ортодоксальных верующих иудеев отказалось как от прививки, так и от соблюдения рекомендованных противопандемических мер. Были и акции протеста против ограничений и против вакцинации. Были и внезапно возникшие накладки, вызванные неожиданными обстоятельствами. С большой партией вакцины пришлось расстаться, чтобы вызволить из плена молодую израильтянку, попавшую в руки арабских антиизраильски настроенных активистов, чтобы не назвать их террористами... В обмен на девушку они потребовали немедленно предоставить им «для своих» 300 тысяч доз вакцины. Это внесло в график вакцинации свои коррективы. Кроме Pfizer пришлось закупать еще и вакцину Moderna.
Однако в результате израильтяне сегодня вакцинированы почти на 60%, и таких показателей нет больше ни в одной стране мира.
Вакцинация началась 19.12.20, данные приведены на 7.04.21.
Привиты 5295000 человек, их которых 4895000 получили уже обе прививки.
Конечно, 100% вакцинации не будет, так как есть некоторые категории граждан, кому прививки могут нанести вред, не прививают и маленьких детей, так как нет вакцины, одобренной для маленьких пациентов. Однако если учитывать и тех, кто приобрел иммунитет, переболев зловредным вирусом, то процент вакцинированных в Израиле приблизится скоро к 80%. Обогнал Израиль только крошечный Гибралтар, но там и жителей раз-два и обчелся. Не мудрено, что эта страна-малютка первой заявила о завершении вакцинации.
В стране более 2,5 млн детей младше 16 лет, для которых нет вакцины. Только из-за одного этого не приходится говорить о тотальной, поголовной вакцинации. Но уровня коллективного иммунитета мы, надеюсь, все-таки достигнем, несмотря на наличие определенных групп населения, которые не собираются прививаться. По нашим данным, таких «несогласных» в стране около 650 тысяч.
Были и недовольные тем, что страна, фактически, стала огромным полигоном для испытания новой вакцины. Но я уверен, что это решение было абсолютно правильным: информация предоставляется компании-производителю в обмен на регулярные и в полном объёме поставки вакцины. Это своего рода инвестиция в ближайшее будущее: лучше убедить население вакцинироваться, чем закрывать всех еще на один локдаун.
Как же властям удалось убедить население идти и прививаться совершенно новой, наспех проверенной вакциной?
Методы были, мягко говоря, довольно жесткими.
Нет, прямо никого прививаться не заставляли. Но людей ставили в условия, в которых выбора особенного и не было.
Нам просто не оставляли выбора. Например, моей подруге, которая оставалась единственной непривитой в отделе, запретили пользоваться общей кухней и холодильником. И дали понять, что у нее уже возраст близок к пенсионному, могут и отправить на заслуженный отдых и мизерную пенсию. А у нее еще квартира не выплаченная, муж потерял работу... Пришлось прививаться. Перенесла тяжело, а что делать?
У нас тоже давление было сильным.
Постоянно звонили из больничной кассы с настойчивым приглашением на вакцинацию. Буквально несколько раз в день. Потом руководство заявило, что все непривитые будут обязаны сдавать каждые три дня тесты, причем за свой счет. Моей зарплаты хватило бы на 6 тестов... Я не хотела прививаться вакциной Pfizer. У меня вообще организм плохо переносит все прививки, а сейчас я еще и восстанавливаюсь после лечения онкологического заболевания. Но выбора не осталось, пришлось прививаться. Примерно также было и в других сферах деятельности: вроде как добровольная вакцинация, но на самом деле практически вынужденная.
Зато сегодня я получила «зеленый паспорт» и до конца сентября я почти свободна. «Почти» — потому что масочный режим отменять пока никто не собирается, а в нашем климате целый день сидеть в маске, мягко говоря, утомительно.
Кстати, в статье «5 причин носить маску после вакцинации от COVID-19» доходчиво объясняется, почему не стоит спешить отказаться от маски.