Не все школьники начинают учебный год с торжественной линейки 1 сентября. У некоторых из них уроки начнутся дома. Домашнее обучение сегодня выбирают многие дети и родители. Если раньше школьники могли учиться дома по медицинским показаниям, то сегодня такой способ обучения выбирают и те, кого не устраивает школьная программа или отношения с одноклассниками. Некоторые родители практикуют «анскулинг» (от английского unschooling— принципиальный отказ от школьного обучения), считая, что школьные уроки не отвечают актуальным требованиям, и что индивидуальные занятия могут дать ребёнку гораздо больше.
Почему дети и родители выбирают уроки дома?
Причиной, по которой некоторые дети не ходят в школу, является состояние их здоровья. Чтобы начать учиться дома, необходимо собрать справки и написать заявление на имя директора. Ребёнок с ограниченными физическими возможностями занимается по специальной программе с учителями из общеобразовательной школы.
Но не только болезнь может быть причиной для перехода на домашнее обучение. Сегодня некоторые семьи выбирают этот способ получения среднего образования по причине частых родительских командировок, несовместимых с ежедневным посещением школьных уроков или неудовлетворенности качеством школьного обучения. Иногда школу не посещают дети из семей, чьи религиозные или другие убеждения не соответствуют установкам системы образования.
С развитием технических средств обучения широкое распространение получает дистанционное образование. Теперь учитель может находиться в любой точке планеты и вести занятие через Skype, Whats App или другие системы обмена сообщениями. В России дистанционное обучение пока применяется не во всех школах, а только в экспериментальных.
У надомных уроков, так же как и у школьного обучения, есть свои плюсы и минусы. Одним из безусловных преимуществ является возможность самостоятельно выбирать время занятий и количество учебных часов по программе. Из недостатков часто отмечают отсутствие школьного коллектива.
Плюсы и минусы надомного обучения детей
Каждая семья вправе выбрать подходящий способ обучения для ребёнка. Некоторые родители осознают пользу домашних уроков уже с первого класса. Они даже не пытаются отдавать ребёнка в школу и заранее выбирают семейное обучение. Кроме того, школьник вправе отказаться от посещения школы и из-за слишком напряженных отношений с одноклассниками. Во многих случаях неприязнь к школьному коллективу приводит ребёнка к необходимости перейти на домашнее обучение.
Среди плюсов семейного обучения следует отметить:
- отсутствие необходимости рано вставать. Не всем школьникам по душе подъемы в 6-7 часов утра, особенно в зимнее время, когда на улице еще темно. Домашнее обучение предоставляет ребёнку возможность самостоятельно выбрать время начала и продолжительность занятий;
- отсутствие необходимости приобретать школьную форму и аксессуары;
- возможность выделять нужное количество часов для освоения программы. Можно пройти программу за два года, а можно углубиться в программу одного класса;
- возможность углубленного изучения интересующих предметов;
- индивидуальный подход к ученику;
- отсутствие необходимости общаться с одноклассниками. Это актуально для тех школьников, кто пережил конфликт или эпизоды буллинга;
- возможность уделить время любимым занятиям школьника, например, спорту или творчеству.
У семейного обучения находятся не только сторонники, но и противники. Среди недостатков надомного обучения отмечают низкую способность ребёнка к самоорганизации и отсутствие социализации. А конфликты с одноклассниками, по их мнению, «закаляют характер» и развивают соревновательные навыки.
Но не всех родителей устраивает атмосфера конкуренции в школьных классах. Если ребёнок больше любит уединение и стремится к взаимодействию только с 2-3 лучшими друзьями, то домашнее обучение может быть хорошим способом получения образования. Также для ярких и творческих личностей школьная программа может оказаться неподходящей с точки зрения родителей.
Противники домашнего обучения считают недостаточной социализацию школьника в кружках и секциях. По их мнению, он может найти настоящих друзей только в школе, где обучается в течение 11 лет, а не в секции, которую посещает 2 раза в неделю по 1,5 часа. Их оппоненты утверждают, что школьная социализация имеет насильственный характер, и способна травмировать ребёнка, который чем-то отличается от коллектива.
Обязательное посещение школы уже не рассматривается, как единственный способ получения среднего образования. Родители и ребёнок имеют право выбрать домашнее или дистанционное обучение в тех случаях, если качество преподавания предметов не соответствует их требованиям.
Как правильно организовать домашнее обучение: учителя, программа, проверка знаний?
Когда родители твердо решают, что их ребёнку подходит именно домашнее обучение, они должны написать заявление на имя директора школы с обоснованием необходимости такого формата обучения. За учеником закрепляются необходимые формы аттестации — сдача контрольных и лабораторных работ и экзаменов.
Не только школьный учитель, но и сами родители могут проводить занятия на дому для своего ребёнка. Если у них достаточно знаний по каким-либо дисциплинам, то они могут заниматься с ним по той программе, которая больше соответствует уровню его знаний. Но для этого необходимо достаточное количество свободного времени, которое есть не у всех родителей.
Ребёнку, который получает среднее образование дома, необходимы такие навыки, как высокая способность к самоорганизации, постановка целей, самодисциплина. В отсутствии конкуренции с одноклассниками школьник должен выработать стимул к выполнению домашних заданий и улучшению качества знаний.
Вокруг надомного образования сегодня существует определенное количество стереотипов, не имеющих ничего общего с действительностью. Например, утверждение о том, что дома учатся только слишком болезненные ученики или школьники с ограниченными физическими возможностями, давно уже не соответствует действительности. Также много предубеждений относительно дистанционного образования — не все готовы воспринимать его всерьез.
Выбор формы обучения зависит от многих факторов — состояния здоровья ученика, особенностей школьной программы, его отношения к школе и организационных способностей. При правильной организации и высокой мотивации к обучению ребёнок может добиться даже более серьезных академических успехов, обучаясь в комфортной обстановке по программе, соответствующей его уровню развития.