Мать — первый человек, с которым знакомится ребёнок. Сначала это знакомство является внутриутробным. Никто не может знать, как малыш чувствовал себя девять месяцев, прежде чем появится на свет. Специалисты говорят о том, что ребёнку, пока он еще не родился, необходима здоровая связь с матерью. Он проявляется в ожидании его появления на свет, передачи ему теплых чувств любви, внимания, трансляции заботы и поддержки уже на самых ранних этапах развития. Тогда, по словам специалистов, ребёнок получает больше шансов расти психологически и физиологически здоровым.
Важность такого невербального общения мамы и ребёнка подчеркивается его потребностью быть нужным и любимым еще в утробе. Без этой связи, по словам психологов, малыш не может использовать все ресурсы организма для полноценного развития.
Все эмоциональные реакции матери, когда она беременна, передаются плоду. Он переживает практически те же чувства, что и женщина, с той же интенсивностью, потому что связь матери и ребёнка проявляется как на психологическом уровне, так и гормональном.
Поэтому, чем больше положительных эмоций испытывает женщина, когда носит дитя, тем лучше это сказывается на его развитии и том слиянии, в котором они оба находятся. Это слияние носит название симбиоза. В каком случае он может быть здоровым, а в каком нет? Когда заканчивается период такой эмоциональной связи? И как понять, что он затянулся? Как узнать, что симбиотическая связь не прожита до конца, чем она опасна для ребёнка и можно ли запустить процесс отделения его от матери, рассказывается в этой статье.
Стадия слияния матери и ребёнка
Мать и малыш, пока он еще в утробе, связаны пуповиной. Но это не единственная связь, способная поддерживать его жизнедеятельность и рост. Существует еще связь эмоциональная, когда женщина представляет себе, каким будет ее ребёнок, когда родится, как она будет показывать ему свою любовь, поддерживать и воспитывать. Она может фантазировать на тему особенностей его характера, отношений с окружающими людьми, успехов и неудач. И в жизни после родов она ясно видит, как является для своего дитя опорой и поддержкой, помогает ему приспосабливаться к миру, учит, любит, утешает.
Такие мысли будущей матери способствуют формированию симбиоза или слияния с младенцем. Это значит, что в ее и его представлении они оба — одно целое и не могут существовать отдельно друг от друга. В период беременности и младенчества это так и есть — появившись на свет, малыш всецело зависит от матери — она его кормит, любит, заботится, лечит. Без нее он может погибнуть. Такая симбиотическая связь в первые периоды жизни малыша является нормальной и необходимой.
Однако психологи говорят о том, что пора симбиоза должна иметь свой срок. Это необходимо для здорового отделения ребёнка от матери и обретения собственной индивидуальности. Если этого не случается вовремя, то малыш может испытывать трудности во время развития, общения, обретения самостоятельности.
Отделение ребёнка от матери должно происходить постепенно. Примерный срок, когда это обычно случается, по словам специалистов — это вторая часть первого года жизни младенца. В это время он получает первую возможность исследовать окружающий мир, учится ползать, сидеть, ходить. На этом жизненном этапе матери важно всегда находиться рядом, чтобы сохранять ребёнку его безопасность, помогать, направлять, поддерживать.
Если мать знает о таком понятии как симбиоз, она должна быть очень внимательна, когда ребёнок делает первые попытки к отделению и не препятствовать этому.
Позволить малышу проходить стадию отделения — это значит давать ему право выбора и поощрять самостоятельность. Следует избегать создания такой атмосферы, которая могла бы его испугать или встревожить.
Обычно у родителей это проявляется во многих «нельзя», «опасно», «больно», «страшно» и так далее. Здесь имеют значение не столько сказанные слова, сколько эмоциональный посыл, который они передают. Мать, если она не готова отпустить свое дитя и позволить ему отделиться, испытывает повышенное чувство тревоги за него. Из-за этого она может сильно ограничивать его в движении, передавая тем самым свой страх. Так симбиотическая связь укрепляется. Подсознательно ребёнок может слышать это как: «если ты не со мной, то ты погибнешь», «когда ты далеко, тебе грозит опасность» и так далее.
Чем опасен симбиоз для детей
Симбиотическая связь, когда она не прекратилась в младенчестве, продолжает развиваться в отношениях родителей и детей. Ее развитие может наблюдаться всю жизнь, она усложняет процесс общения детей с противоположным полом, профессионального роста и может привести к психологическим комплексам.
Дети, когда они находятся в слиянии с родителями, в раннем возрасте могут испытывать трудности в привыкании к детскому саду, общении со сверстниками. Часто тревоги бессознательного уровня выливаются в развитие болезни. Психологическая причина их появления — желание удержаться рядом с матерью во что бы то ни стало, даже ценой собственной жизни или здоровья. Дети в таком случае не могут оторваться от матери ни на шаг, лишают себя получения личного опыта, который необходим для их дальнейшего развития и адаптации к миру. Они доверяют только маме, сохраняют контакт только с ней и видят мир через призму ее представлений, живут, взрослея, опираясь на то, что думает и принимает она.
Здоровая любовь к ребёнку — какая она?
Психологи говорят о том, что ребёнок, когда он не отделился в младенческом возрасте от мамы, предпринимает попытки сделать это дважды — в раннем детстве и подростковом возрасте — если не пытается сознательно прийти к сепарации. Задача родителей — в таком случае не препятствовать этому процессу, чтобы дать ребёнку возможность быть собой и обладать самостоятельностью поведения.
Безусловная любовь с «отпусканием» ребёнка — это организация его личного пространства, удовлетворение его потребностей, понимание необходимости проживания им собственного опыта, даже если он отрицательный. Важно уметь принимать точку зрения ребёнка, не заставлять его проживать чужую жизнь, даже если она кажется родителям легче и безопасней. Только так он сможет стать собой и научится принимать решения, за которые будет нести ответственность.