Активность и жизнерадостность ребёнка — это нормальное явление, которое свидетельствует о том, что он здоров и развивается, как положено в его возрасте. Но некоторые дети, по сравнению со своими сверстниками, ведут себя гораздо более активно. Раньше их называли непоседами и егозами, но современная медицина дала четкое научное определение такому поведению — синдром дефицита внимания и гиперактивность (или СДВГ) — и выработала достаточно четкую стратегию лечения этого диагноза и ряд рекомендаций для родителей таких детей.
Симптомы синдрома дефицита внимания у детей
У детей в раннем возрасте достаточно сложно определить СДВГ, поскольку реакции ребёнка на раздражители индивидуальны и воспринимаются взрослыми как особенности характера или упущение в воспитании. Первые признаки гиперактивности, такие как нарушения сна, бурные реакции на резкое освещение и звуки и повышенная двигательная активность, списываются родителями на различные провокационные факторы и обстоятельства или игнорируются вовсе.
Первые подозрения на гиперактивность обычно возникают, когда ребёнок начинает готовиться к школе. Чтобы поставить или уточнить диагноз СДВГ, врачи-специалисты дают рекомендации для родителей, которые заключаются в наблюдении и фиксации следующих особенностей поведения:
- резкие перепады настроения и неуравновешенное поведение, проявляющееся в неумении справляться с эмоциями, частых истериках по незначительным поводам;
- заниженная самооценка, чрезмерно критическое отношение к себе и неуверенность в своих силах;
- неспособность ребёнка сосредотачиваться и концентрировать внимание долгое время на каком-либо одном предмете или действии, при этом выполнение ряда заданий или комплекса упражнений строго по плану вызывает непреодолимые трудности;
- ярко выраженная речевая активность (болтливость) у детей старшего возраста и нарушение связной речи на фоне острого желания высказаться у детей младшего возраста, обусловленное нехваткой словарного запаса;
- дети с СДВГ часто конфликтны и агрессивны, отличаются вспыльчивостью, обидчивостью и раздражительностью по пустякам, любят спорить и проявлять эгоизм;
- мелкая моторика рук слабо развита, поэтому гиперактивному ребёнку обычно трудно застегивать пуговицы, завязывать шнурки, а также писать каллиграфически.
Специалисты выделяют несколько самых распространенных причин появления у детей гиперактивности:
- неправильный и нездоровый образ жизни матери до беременности, трудная беременность или сложные роды;
- генетическая наследственность;
- напряженная атмосфера в семье, конфликтная обстановка вокруг ребёнка, стрессы.
Рекомендации для родителей детей с СДВГ
Воспитывать детей, которым поставлен диагноз синдром дефицита внимания и гиперактивность, непросто. Более того, каждый ребёнок сам страдает от того, что ему сложно выстраивать отношения с окружающими людьми. Поэтому родители должны очень чутко относиться к такому ребёнку, выработав тактику взаимодействия с ним и стратегию реагирования на симптомы гиперактивности.
Чтобы помочь ребёнку справиться со своим состоянием и откорректировать его поведение, специалисты обычно дают ряд таких практических рекомендаций для родителей:
- учитывая нервозность и повышенную возбудимость ребёнка, задача родителей — обеспечить дома спокойную атмосферу без конфликтов, ругани и криков и организовать ему собственный «угол», где ребёнок мог бы побыть с собой наедине без внешних раздражителей;
- режим дня, удобный распорядок дел также очень помогают организовать жизнь ребёнка и избавляют его от стрессов, связанных с неожиданностями и непредвиденными обстоятельствами;
- при гиперактивности часто нарушены причинно-следственные связи, поэтому ругать ребёнка нет смысла — он просто не понимает, за что его наказывают. Поэтому психологи настаивают на выполнении такой рекомендации для родителей — практическое внедрение активной системы поощрений за хорошее поведение;
- если ребёнок посещает дошкольное учреждение или школу, следует поставить в известность воспитателя или учителя о его особенностях и попросить педагога быть внимательным к его поведению и потребностям. Опытный педагог в силу многолетней практики обычно умеет находить подход к таким детям. Таким образом, взрослые могут объединить усилия, чтобы помочь ребёнку справиться со своим состоянием;
- выплеснуть эмоции и удовлетворить потребность в движении многим детям помогает интенсивная физическая активность, поэтому родителям следует записать ребёнка в спортивную секцию. Спортивное направление нужно выбрать такое, в котором при выполнении комплекса упражнений ребёнок будет вынужден тратить максимум энергии.
Комплекс упражнений для детей с гиперактивностью
Кроме вышеописанных общих практических советов по организации быта, основам взаимодействия взрослых и нюансам процесса воспитания детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, специалисты также рекомендуют родителям использовать специальные методики для нормализации состояния ребёнка.
В комплекс упражнений для детей с СДВГ в возрасте до 9 лет по методике Шульца входят тренировочные элементы, которые ребёнок должен повторять за взрослым:
- Вытянуть руку перед собой и представить, что в ладони зажат лимон. Сжать ладонь с вымышленным лимоном настолько сильно, чтобы выдавить из него весь сок, а потом расслабить руку.
- Поднять руки сначала перед грудью, затем над головой и медленно отвести их назад за голову, потянувшись всем телом, а затем резко опустить руки, почувствовав расслабление в верхних конечностях и плечах.
- Втянуть шею и голову в плечи на полминуты, а по истечении этого времени расслабиться.
- На несколько секунд максимально сжать челюсти так, чтобы напряглась шея, а затем расслабиться.
- Напрячь мышцы лица, представив, что на него села муха, которую нужно отогнать усилием мимики.
- Напрячь мышцы пресса на максимально возможный период времени, а затем расслабить их.
- Представить, что ноги стоят в грязи, и напрячь стопы так, будто они быстро в нее погружаются. Через несколько секунд выйти из «грязи» и отряхнуть ноги.
Если ребёнок старше 9 лет, то вышеописанный комплекс упражнений следует разнообразить. С этой целью целесообразно применять эффективную технику Алексеева с целью обучения ребёнка качественно расслаблять тело и снимать психологическое напряжение. Согласно этой технике ребёнок должен представить свое тело в виде набора ламп, а сознание — в образе ночника. Для того чтобы расслабиться перед сном, ребёнку нужно представить, что каждая лампочка, символизирующая какую-либо часть тела, выключается, и в результате остается гореть один ночник.