Красивая речь — несомненное достоинство взрослых и детей. Четкость речи зависит от произношения звуков, а яркости и выразительности добавят устойчивые сочетания слов или фразеологизмы.
Алгоритм работы со скороговорками
Ясности произношения звуков можно добиться с помощью скороговорок. Скороговорки являются частью культуры народа. Они являются великолепным тренажером на пути к освоению языка. Рифмованные фразы развивают дикцию и речевой слух ребёнка, связную речь и обогащают словарный запас.
Логопеды могут помочь поставить голос и отработать произношение звуков, но можно заниматься самостоятельно в домашних условиях. Мы предлагаем заниматься в игровой форме. Данная форма занятий может стать отличным развлечением в кругу друзей и семьи и принесет неоценимую пользу.
- Подберите скороговорки, которые нужно освоить.
- Разбейте скороговорки по звукам. Не стоит брать скороговорки с нарушенными звуками у ребёнка, использовать их можно только на этапе закрепления звука в связной речи.
- Прочитайте скороговорку ребёнку и нарисуйте вместе с ним иллюстрацию к ней. Обязательно выделите героя на рисунке.
- Объясните значение трудных слов малышу, можете вместе с ним попытаться найти объяснение непонятных слов.
- Не пытайтесь проговорить фразу с первого раза быстро, необходимо время для ее запоминания.
- Возьмите в руки погремушку или музыкальный инструмент и повторяйте скороговорку, одновременно играйте ритм текста.
- Встаньте с ребёнком напротив друг друга, бросайте мяч и проговаривайте скороговорку. Мяч можно подбрасывать вверх, перекидывать из одной руки в другую, стучать мячом о пол или о стену, одновременно повторять нужную фразу для запоминания.
- Ритм скороговорки можно прохлопать в ладоши. Отличным вариантом может стать игра в «ладушки», при этом повторяйте фразу.
- Нарисуйте стрелку и крутите ее от одного участника игры к другому, стараясь быстрее и быстрее повторить рифмованный текст. Данные соревнования можно устраивать и засекать время на часах.
- Очень полезным упражнением является составление вопросов к скороговорке и поиск ответов к ним.
- Попросите ребёнка повторить скороговорку 3−5 раз.
Самое главное в работе со скороговорками — регулярность. Совместные игры всех членов семьи принесут радостную атмосферу всему дому.
Игры со скороговорками
«Монетки»
Вырежьте из цветной бумаги монетки. У каждого игрока должен быть свой кошелек. За каждую скороговорку необходимо выдавать монетки и складывать в кошелек. Кто больше насобирает, тот и победил.
- У деда дуб, у дяди бобов пуд.
- Дыню дед делил:
Дане дольку выделил,
Диме дольку выделил,
А себя и обделил.
- Дома жила Тома,
Тома была дома,
Когда в гости пришел Рома.
«Волшебный сундучок»
Скороговорки напишите на листе бумаги и положите в сундук. Игровой момент: cундук охраняет злодей, если проговорить все скороговорки правильно злодей превратится в доброго волшебника. Злодея можно нарисовать, после выполнения заданий исправить гневное выражение лица на улыбку и раскрасить героя в яркий цвет.
- Хлеб купил Глеб,
В магазине много хлеба для Глеба.
- Пеньки стоят в бору,
Опята растут в бору.
Пять опят у пеньков стоят.
- В гости ходит Костя,
Костя любит гости.
«Рыбалка»
Любимая игра детей — рыбалка. Сделайте удочку с магнитиком, на рыбок наклейте листочки со скороговорками. Ловите рыбок и повторяйте рифмы.
Текст можно читать, поменяв местами начало и конец.
- Барсук несет сук.
- У Сани сани едут в гору сами.
- Афанас у Власа, а Влас в гостях у Афанаса.
«Огород»
Задание: проговорить скороговорку и обвести подготовленный рисунок. Ответить на вопросы по скороговорке.
- Варвара огурцы сажала,
- Долго их поливала, полола и собирала,
- И на зиму мариновала.
Вопросы можно задавать ребёнку от лица сказочного героя. Кто посадил огурцы? Как Варвара ухаживала за огурцами?
«Рыбка»
Нарисуйте рыбку в сетях. Ребёнок должен проговаривать скороговорки и закрашивать сети, чтобы ее освободить.
- Лариса готовила плов из риса.
- Борис купил килограмм ириса и угостил Ларису.
- Рыбка в сети попала,
Очень она устала и выбраться не смогла бы,
Но ребята старались и рыбку выручить пытались.
«Поможем фиксикам!»
Задание: помочь мультипликационным героям, например, «фиксикам» починить электроприборы. Необходимо рассказать скороговорку без ошибок и подобрать необходимые инструменты. Электроприборы и инструменты нужно заранее нарисовать.
- Маргарита встретила Риту,
Поговорила Маргарита с Ритой,
И разошлись Рита и Маргарита.
- В городе погода размокропогодилась.
- Баран, сорока и ворона спор устроили, да не переспорили.
- Прасковья карася ловила, да не выловила.
- Дровосеки дрова рубили, да не вырубили.
- Семеро братишек читали книжки,
Про веселых поросят,
Про смелых щенят
И отважных крольчат.
Фразеологизмы — кладезь полезности
Использование фразеологизмов в речи украшают ее, делают выразительной и красочной. Устойчивые сочетания слов во все времена использовались писателями, некоторые из них пришли к нам из Древней Греции. В школе фразеологизмы изучаются в течение всего периода обучения. Чтобы ребёнку легче было освоить фразеологизмы, нужно знать, как с ними работать.
Существуют словари фразеологизмов. Используя словари, ребёнку необходимо выполнить задания:
- Найти фразеологизмы со сходным значением: ни зги не видно и тьма кромешная, тьма кромешная и хоть глаз выколи, от корки до корки и от доски до доски.
- Подобрать фразеологизмы, в которых есть одинаковые слова. Например, со словом «язык»: чесать язык, у всех на языке, молоть языком.
- Вспомнить фразеологизмы, вошедшие в русский язык из мифов Древней Греции. Пример: ахиллесова пята, яблоко раздора, гомерический хохот, дамоклов меч.
- Выбрать крылатые слова из басен И.А. Крылова. Пример: у сильного всегда бессильный виноват; а Васька слушает, да ест; а вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.
- Можно представить фразеологизм в стихотворном тексте, а затем объяснить его значение.
Мышонок сочиняет перед мамой мышкой:
«Повстречал я как−то раз кота,
Рот открыл большущий кот,
Я не растерялся и крикнул громко,
Тебя сотру я в порошок!
Кот услышал, испугался и закрыл свой рот.
Но головой закачала мышка:
«Какой же ты у меня врунишка».
Фразеологизм «стереть в порошок» означает расправиться с кем−либо.
Профессии журналиста, телеведущего или ведущего на радио, учителя и многих других требуют лексически богатой, грамматически правильной речи. Для успешного обучения детей в школе и высших учебных заведениях правильная речь один из главных факторов успеха. Регулярные занятия со скороговорками и фразеологизмами не заставят долго ждать результата. Речь станет грамотной, логически связной, чистой и ясной!