Совместимы ли здоровье и работа в офисе?

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

28 апреля — Всемирный день охраны труда, День безопасности и здоровья на рабочем месте. MedAboutMe исследует проблемы организации офисного пространства.

От стресса и депрессии к болезням

От стресса и депрессии к болезням

Работа — значительная и важная часть нашей жизни. Она дает нам не только доход и средства к существованию, но и возможность творческой самореализации, стимул к развитию и личностному росту. Очень хочется идти на работу с удовольствием. Но организация рабочего пространства нередко лишает радости даже самых рьяных энтузиастов и трудоголиков.

Справедливости ради стоит сказать, что даже устроенный по всем правилам офис может оказаться для некоторых людей некомфортным, служить источником постоянного стресса. Многое зависит не от руководства, а от особенностей личности работника, его привычек и характера.

Кто-то отлично чувствует себя в офисе open-spaсe, в окружении десятков коллег, а другие скорее согласятся работать в подвальном помещении без окна, но в отдельном или малонаселенном кабинете. Поэтому, устраиваясь на новое место работы, постарайтесь больше узнать о том, в каких условиях предстоит трудиться.

Дискомфорт на рабочем месте приводит не только к снижению производительности труда. Это постоянный стресс, который рано или поздно негативно отражается на состоянии здоровья. Результатом может стать снижение иммунитета, развитие профессиональных или общих заболеваний, депрессия или невроз.

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.

Факторы производственной гигиены

Освещение

Освещение

Это один из важнейших параметров, влияющих на производительность труда и здоровье персонала. Свет должен быть в меру ярким, не давать резких теней и бликов, максимально приближенным к естественному освещению. Или естественным, если это возможно.

Руководство обязано следить за тем, чтобы лампы не мигали, создавая стробоскопический эффект, от которого головная боль может появиться даже у несгораемого шкафа. Необходимо также своевременно заменять перегоревшие источники света и следить за тем, чтобы на них не скапливалась пыль, которая может снижать уровень освещенности более чем наполовину.

Уровень шума

Это одна из наибольших проблем офисов open-space. По проведенным опросам, более 35% работников больше всего раздражает именно шум в помещении. Это и звуки, издаваемые офисной техникой, и переговоры коллег, и телефонные звонки, и музыка. Чем старше сотрудники, тем более критично они относятся к шумовым раздражителям.

В правильно организованных офисных пространствах проблема шума решается грамотным зонированием. Принтеры и другая оргтехника располагаются в максимально удаленном углу помещения, для работы, требующей уединения и концентрации, создают изолированные кабины или пространства, в которых запрещено разговаривать, пользоваться телефонами или производить любой другой шум.

Важной составляющей снижения уровня шума является культура делового общения. Если каждый из сотрудников будет уважительно относиться к коллегам и стараться свести производимый им шум к минимуму, обстановка в офисе будет значительно приятнее.

Антон, ведущий гейм-дизайнер, Москва.

Мне нравится работать в большом офисе. Это помогает создать командный дух, ощущение общей согласованной работы над одним делом. Я вижу, как идет работа, могу вовремя вмешаться, если где-то возникла проблема или ребята начали двигаться не в том направлении. Максимально упрощены все коммуникации, не нужно ходить по кабинетам, чтобы решить насущные вопросы.

Да, есть свои нюансы, конечно. У нас, например, нет двери в кухню, и если кто-то разогревает что-то пахучее, то это вызывает раздражение. Те, кто сидят у прохода, иногда жалуются на сквозняки. Мешает и шум, но от него спасают наушники. Полагаю, что для нашей сферы деятельности хорошо оборудованный опен-спейс — лучший вариант.

Температура и влажность воздуха

Температура и влажность воздуха

В современных офисах, как правило, действуют централизованные климатические системы. Но это не устраняет проблем, так как всегда находятся сторонники закрытых окон и любители сквозняков. Партия «Жарко и душно» сражается с партией «Холодно и дует» не на жизнь, а насмерть. Пульт управления кондиционером становится яблоком раздора.

Нормой считается легкое движение воздуха при температуре 22-23°С и влажности 40-50%.

Екатерина, муниципальный служащий, Израиль

У нашего отдела небольшой по современным меркам офис: 10 человек работают в помещении площадью около 35 м². Офис условно разделен на отсеки невысокими перегородками, которые фактически ни на что не влияют. Вечно идет война за кондиционер: половине коллег всегда жарко, остальные мерзнут, потому что именно над ними расположены кондиционеры.

Восток — дело не только тонкое, но и очень шумное. Принято говорить громко, по работе или по личным делам — все равно на весь офис. Все в курсе всего: кто поссорился с мужем, у кого как дети учатся, у кого теща болеет, кто сколько заплатил автомеханику.

В дни приема посетителей вообще катастрофа: шумно так, что собственных мыслей не слышно. Наверное, я морально устарела, но мне бы лучше работать в маленькой каморке без окон, чем в общем офисе. Даже таком небольшом, как наш отдел. Не представляю себе, как можно работать в одном помещении с несколькими десятками или, того хуже, сотней людей.

Место для отдыха и питания

Работа идет продуктивнее, если у персонала есть возможность и право сделать перерыв, передохнуть и перекусить.

Кухня и комната отдыха в идеале должны быть отделены от офисного пространства, чтобы не отвлекать работающих посторонними звуками, разговорами и, что очень важно — запахами. Раздражающий запах разогреваемой пищи выводит из себя около 30% служащих, принимавших участие в опросах. Наиболее нежелательными называют запахи рыбы, овощей, чеснока и лука.

Чистота

Чистота

Этот критерий зависит как от качества и частоты уборки, так и от поведения персонала. Пренебрежение чистотой может создавать большие проблемы и вызывать массу конфликтных ситуаций. Большинство людей воспринимает проявление неряшливости и нечистоплотности в местах общего пользования как неуважение к окружающим.

В этой части от руководства зависит многое. Обеспечение качественного клининга должно быть подкреплено строгими правилами по соблюдению чистоты для персонала.

Правильная мебель

Работа офисных служащих — не самая полезная для здоровья. Правильный выбор мебели не только поднимает производительность труда, но и снижает риск развития профессиональных заболеваний у персонала. Стулья должны быть удобными, соответствующими по высоте столам, с возможностью регулирования по росту и в соответствии с привычками. У тех, кто работает за компьютером, производительность труда можно увеличить на 25-40%, подобрав оптимальный стул, стол, монитор и клавиатуру с мышью.

Что делать, чтобы сохранить здоровье в современном офисе?

Что делать, чтобы сохранить здоровье в современном офисе?

При устройстве на работу оценивайте не только предлагаемую зарплату и график, но и рабочее место. Интроверту придется нелегко в офисе open-space, а именно так сейчас работает большинство офисных служащих. Кстати, близкое соседство с одним или двумя неприятными коллегами в маленьком кабинете может оказаться еще проблематичнее.

Даже на обширной территории можно создать для себя относительно комфортное личное пространство. От шума спасут наушники с музыкой, звуками природы или просто с тишиной. Живое растение на столе создаст уют, которого не хватает многим офисным помещениям. Аутотренинг поможет не обращать внимание на раздражители и концентрироваться на задаче.

Чтобы снять неизбежно накапливающееся напряжение, выполняйте время от времени комплекс несложных упражнений, разработанных для офисных работников. Вставайте, чтобы пройтись и размяться. Дыхательная гимнастика тоже очень важна.

По статистике, люди в больших офисах чаще болеют: один чихающий носитель ОРВИ за день поделится своей инфекцией со всем офисом. Не пренебрегайте медицинской маской в период эпидемий. Можно обратиться к руководству с предложением обеспечивать масками весь персонал. Это выгоднее для компании, чем оплачивать больничные половине работников.

Помните о том, что хороший пример так же «заразен», как и плохой. Начните с себя:

  • не разговаривайте громко в офисе;
  • поставьте телефон на виброзвонок;
  • не заглядывайте коллегам через плечо в монитор;
  • убирайте за собой в комнате приема пищи и отдыха;
  • не используйте термоядерный парфюм.

Что поделать, время отдельных кабинетов заканчивается. Приходится либо перестраиваться и приспосабливаться, либо уходить в свободное плавание, открывать собственный офис и обустраивать его по собственному вкусу.

Комментарий эксперта
Иван Дмитрижевич, маркетинг-менеджер, Сербия

Работа в офисе несет в себе как позитивные, так и негативные моменты. С одной стороны, вместе с большой командой единомышленников лучше решать масштабные задачи, в том числе и творческие. Есть возможность развить свои социальные и коммуникационные навыки, которые обязательно пригодятся в дальнейшей жизни.

С другой стороны — офисная работа может повредить здоровью. Не знаю, замечали ли вы, но большинство офисных работников носит очки или контактные линзы. Многие страдают от лишнего веса, гиподинамии, болезней сосудов и позвоночника. Дело даже не в плохом оборудовании офисного пространства, а в собственном небрежном отношении к своему здоровью.

Руководство может поставить для персонала самые дорогие эргономичные столы и кресла, дать каждому по новенькому макбуку, но это не спасет ни от ожирения, ни от близорукости, ни от привычки к сидячему образу жизни и лени.

Читайте также

Опасность перфекционизма для психики человека
Почему перфекционизм вредит человеческой психике?
Женское здоровье: 6 причин снижения либидо

Уменьшение интимного влечения к партнеру может наступить неожиданно, вызвав настоящую панику. Снижение либидо оказывает негативное влияние на женское здоровье, становится причиной конфликтов и заставляет забыть о полноценной жизни. Рассмотрим основные причины возникновения этой проблемы.


Как офис разрушает здоровье?
Офисная техника опасна для здоровья. Тонер, токсичные пластиковые корпуса, озон в воздухе – как влияют на организм привычные офисные агрегаты?
Активный отдых: кони и велосипеды

В суете трудовых будней сложно найти время и возможность для отдыха. Поэтому ценные дни отпуска следует провести с пользой для здоровья, чтобы вернуться на работу в хорошем настроении!

Казусы психосоматики: неожиданные причины насморка
Психологическое состояние и симптомы простуды. Насморк: психосоматика как причина ринита у взрослых.
Офис и ваше здоровье: 5 неожиданных опасностей
Узнайте, что можно сделать для оздоровления рабочего пространства.
Опубликовано 27.04.2017 17:19, обновлено 17.04.2020 17:22
Рейтинг статьи:
4,5

Использованные источники

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Что делать при порезах и ссадинах: советы

Незначительные порезы и царапины обычно не требуют поездки в отделение неотложной помощи. Тем не менее, надлежащий уход необходим, чтобы избежать инфекции или других осложнений.

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.