Дети проявляют застенчивость, сближаясь с членами семьи или малознакомыми людьми, не могут ответить на вопрос, когда к ним обращаются, испытывают трудности во время выступления на детских утренниках или школьных мероприятиях. Взрослые волнуются: как ребёнок будет общаться, когда подрастет? Сможет ли он постоять за себя и заявить о себе? Возможно ли, что застенчивость приведет к тому, что он будет всегда «оставаться в тени»? О причинах детской застенчивости, ее проявлениях и последствиях для развития, а также о том, когда следует найти телефон детского психолога или невролога и записаться к врачу — читайте в данной статье.
Плюсы и минусы застенчивости у детей
Почти все взрослые осуждают детскую застенчивость, однако, в ней есть плюсы. Ребёнок, который стесняется, отличается послушанием, легко соглашается с требованиями и просьбами взрослых, производит впечатление хорошо воспитанного мальчика или девочки. Однако у застенчивости, несомненно, есть отрицательные стороны.
Когда это качество является чрезмерным, дети испытывают дискомфорт. Они не могут задать вопрос, находясь в коллективе, не интересуется играми, которые предлагают сверстники, хотят спросить о чем-то взрослых, однако не могут этого сделать. При попытках проявить себя они сталкиваются с внутренним напряжением, в них, словно срабатывает знак «Стоп». Застенчивость, также, проявляется на физиологическом уровне: ребёнок испытывает напряжение в теле, краснеет, у него дрожат руки и ноги, голос становится, словно, не его, он не в силах поднять глаза, задерживает дыхание.
Застенчивость, если она не проходит с возрастом, мешает человеку, когда он взрослеет. Так он, будучи взрослым, когда оказывается в ситуации, которая является для него волнующей, словно «проваливается» в детский возраст, и тогда вновь начинает чувствовать те же самые симптомы неуверенности и напряжения.
Застенчивые дети: когда записаться к врачу?
Родители должны понимать, что детская стеснительность бывает двух видов, и, прежде чем пытаться переделать ребёнка, записывать его на прием к психологу или активно перевоспитывать, нужно понять, каким типом застенчивости обладает он.
Так, данная черта характера может проявляться в незнакомых для детей ситуациях — когда они в первый раз видят родственников, знакомятся с новыми ребятами, вливаются в коллектив сверстников. Вести себя тихо и осторожно, не заводить общение — в данном случае является нормой. Ребёнок приспосабливается к окружающей обстановке, «примеряет» ее на себя, изучает окружающих людей. Для чего он это делает? Для того чтобы понять как следует себя вести. Так он, мысленно подбирает способы поведения, анализирует и понимает — как нужно действовать, чтобы быть принятым в группе. Такое поведение нельзя назвать патологической застенчивостью, она является механизмом, который отвечает за детскую адаптацию и считается нормой.
Второй вид детской застенчивости это — стеснительное поведение, сопровождающееся страхами, чрезмерным волнением, телесными реакциями. Ребёнок отказывается общаться с окружающими, даже когда он уже всех узнал и все узнали его и не меняет своего поведения. Он сторонится людей, избегает контактов, не хочет принимать участие в играх, тревожится о том, что о нем подумают окружающие, думает, что он хуже всех.
Мать и отец могут легко понять, что у него преобладает второй тип застенчивости, если понаблюдают за ним после того, как он оказался в новой, а значит, стрессовой для него ситуации. Если он очень тревожится, молчит, на вопросы о том, как себя чувствует, не может дать внятный ответ, значит, скорее всего, компания новых людей или обстановка заставили его испытывать сильные негативные чувства.
Что могут сделать мать и отец в таком случае? Если ребёнок легко идет на контакт с близкими людьми, а друзей найти не может — поговорить с ним о том, что он испытывает, чего испугался, о чем думает. Взрослые должны поддержать его, сказать, что с ним все в порядке, поделиться своей историей преодоления застенчивости. Если доверительные разговоры не помогают, лучше лучшим выходом из ситуации будет найти телефон психолога или невролога, и, обсудив детали личной консультации, записаться к врачу на прием.
Критика со стороны матери и отца
Мать и отец должны помнить о том, что ребёнок, который застенчивый, может перенять данную черту характера от одного из родителей и тогда она является его индивидуальной особенностью, с которой нужно учиться жить. В другом случае, детская застенчивость является следствием осуждающего и критикующего отношения в семье. Так, некоторые дети выглядят и считаются стеснительным, однако, под чертой характера кроется низкая самооценка и неуверенность в своих силах. Они появляются в результате того, когда родители слишком часто сравнивают ребёнка с другими детьми, словами и отношением показывают ему, что он слабый, неспособный, у него все получается хуже всех.
Застенчивые дети, также, вырастают в семьях где присутствует контроль и гиперопека, когда родители делают за ребёнка все, с чем он может справляться сам, излишне оберегают его от опасностей, следят за кругом общения и выбирают ему друзей. В данном случае под стеснительностью прячется страх окружающего мира и отношений. Когда родители так тревожно относятся к социуму и стараются уберечь ребёнка от любых проблем, он начинает бояться жизни и общения.
Как могут мать и отец помочь ребёнку стать более раскрепощенным? Необходимо отказаться от критики в адрес ребёнка даже если малыш или школьник делает что-то из рук вон плохо, не так, как сказал родитель, совершает глупый поступок, выглядит неумелым.
Общение с детьми и их застенчивость
Стоит проанализировать — каким тоном родители общаются с ребёнком. Если он отличается нетерпеливостью, резкими словами, негативной оценкой, то ребёнок станет думать о себе плохо. Тогда, ему будет очень трудно проявиться в детском коллективе или среди взрослых людей, адаптироваться к новым обстоятельствам, потому что он все время станет напоминать себе, что не такой как все, хуже других и лучше ему молчать, чем сделать что-то не так.
Повышение самооценки — главный процесс на который должны обратить внимание родители, для того чтобы дети стали чувствовать себя раскрепощенными, уверенными, научились находить друзей и строить общение. Нужно научиться принимать ребёнка таким, какой он есть. Совместные игры с родителями способствуют тому, что дети начинают чувствовать себя лучше и свободней. Позже, получив этот опыт, они могут применить его во время общения с другими детьми — рискнув заявить о себе, предложить игру, заинтересовать окружающих своей идеей, поделиться игрушкой, поучаствовать в коллективном мероприятии или выступлении.