- Развитие ребёнка и «куклотерапия»
- Сказки формируют правильные психологические установки
- Спектакль «Малыш» (до 2-х лет)
- Спектакль «38 попугаев» (от 2 до 5 лет)
- Спектакль «Винни-Пух и все, все, все» (с 5 до 10 лет)
- Спектакль «Волшебная лампа Аладдина» (с 7 до 12 лет)
- Спектакль «Можно попросить Нину?» (с 12 лет)
- Психологи о том как влияет кукольный театр на развитие ребёнка
Детский театр — это уникальное место, где «живет» настоящая сказка. Часто такое развлечение ассоциируется с праздником и приносит массу положительных эмоций. Но, бывают и исключения: не все родители знают, с какого возраста можно приобщать ребёнка к театру и какое представление выбрать, — поэтому есть риск, что ребёнку будет не интересно. MedAboutMe подготовил для вас обзор отличных кукольных спектаклей — теперь вы смело можете отправляться на представление за хорошим настроением.
Развитие ребёнка и «куклотерапия»
Как влияет на развитие ребёнка кукольный театр? Такой вид искусства может помочь ребёнку преодолеть психологические проблемы, связанные с необоснованной агрессией, патологической застенчивостью, страхом, упрямством и речевыми трудностями.
Сказки формируют правильные психологические установки
Практически все сказки способны захватывать воображение и удивлять, если подобраны в соответствии с возрастом. Именно благодаря кукольной игре ребёнок познает мир и себя как личность. Позитивный сюжет отражается на поведении малыша, он служит неким ориентиром, который впоследствии может помочь справиться с той или иной ситуацией уже во взрослой жизни. Именно правильно подобранный спектакль может помочь укрепить психику ребёнка, подготовив к возможным испытаниям в будущем.
Давайте рассмотрим несколько удачных примеров спектаклей, которые могут положительным образом повлиять на вашего ребёнка.
Спектакль «Малыш» (рекомендован для малышей до 2-х лет)
Неординарный спектакль «Малыш» в театре имени С.В.Образцова — это уникальная постановка, предназначенная для детей до 2-х лет. Сказка практически не содержит слов, но здесь много красок, движений, ритмов и звуков. Благодаря такой оригинальной и специфической атмосфере создается удивительный мир, понятный маленьким зрителям. Волшебная история позволяет безгранично фантазировать, ведь в этом возрасте малыши так любят творчество и эксперименты.
Спектакль «Малыш» существенно отличается от классических кукольных сказок, ведь это настоящая интерактивная постановка. Здесь нет разделения театрального пространства на сцену и зал. Кукольное действие происходит вокруг зрителей с участием не только самих детей, но и их родителей. В зале может разместиться около 10 малышей. Спектакль сопровождается легкой авторской музыкой, для представления используются красивые куклы, оптические эффекты и природные материалы.
Особо следует выделить непринужденную обстановку, которая поможет ребёнку полноценно расслабиться и погрузиться в мир необыкновенной и доброй сказки. Перед началом спектакля все зрители собираются в комнате, где можно поиграть с игрушками, которые имеют прямое отношение к сюжету сказки.
Спектакль «38 попугаев» (от 2 до 5 лет)
Остроумный и веселый спектакль «38 попугаев» в кукольном театре «Сюрприз» расскажет об увлекательной истории, которая произошла с наивным слоненком, находчивым попугаем, мудрым удавом и любопытной обезьянкой. Сказка учит добру, великодушию и храбрости. Вся поставка пропитана остроумием, веселой музыкой, песнями и «волшебными» эпизодами. Маленькие зрители научатся помогать слабым и ценить дружбу.
Спектакль «Винни-Пух и все, все, все» (с 5 до 10 лет)
Московский театр детской книги «Волшебная лампа» предлагает кукольный спектакль «Винни-Пух и все, все, все». Сказка рассчитала на зрителей от 5 лет, повествует о семейных ценностях и поднимает достаточно серьезные вопросы:
- Что такое настоящая семья?
- Что необходимо делать, чтобы в доме царил уют, взаимопонимание и благополучие?
- Как сделать так, чтобы взрослые дети не забывали о своих родителях?
Такой спектакль — это воспоминание о счастливом и безмятежном детстве, в которое ненадолго удается вернуться Кристоферу Робину. Посмотреть постановку интересно будет не только малышам 5-6 лет и ребятам постарше, но и их родителям. Ведь основная мысль спектакля о том, что важно всегда стараться быть вместе с родными, чаще играть со своими детьми (пока они этого тоже хотят). Мысль совсем не нова, но всегда актуальна.
Спектакль «Волшебная лампа Аладдина» (с 7 до 12 лет)
Театр имени С.В.Образцова в Москве предлагает своим зрителям спектакль «Волшебная лампа Аладдина», который советуют смотреть детям с 7 до 12 лет. Именно в этом возрасте ребёнку будет легко воспринимать тему искренней любви, которая возникла между главным героем Алладином и прекрасной принцессой Будур.
Прозрачность, простота, лаконизм — это самые яркие черты спектакля, который вдоль и поперек пронизан романизмом в гармоничном сочетании с неординарным юмором. А ведь именно смех, по мнению психологов, помогает расслабиться и получить массу положительных эмоций.
Спектакль «Можно попросить Нину?» (с 12 лет)
Московский областной государственный театр кукол предлагает своим зрителям спектакль «Можно попросить Нину?». Представление рассчитано на зрителей старше 12 лет и рассказывает про мечту о светлом будущем. Действие происходит в 72 году прошлого века. Взрослый мужчина пытается дозвониться до своей знакомой, но ошибается не только номером, но и временем. Трубку поднимет тринадцатилетняя Нина. Она живет в страхе и все время ждет маму, а все потому, что у нее за окном война — осень 1942 года.
Как поверить маленькой девочке в то, что ее абонент живет в будущем, где нет войны? Как понять и прочувствовать, что уже нечего бояться и не о чем переживать?
Кукольный спектакль для детей старшего возраста повествует об уникальном телефонном звонке, который способен вернуть страшные воспоминания о прошлом и подарить мечту о светлом будущем.
Психологи о том, как влияет кукольный театр на развитие ребёнка?
Кукольный спектакль демонстрирует взаимодействие сказочных персонажей, что в свою очередь формирует соответствующее поведение ребёнка в социуме. Важно лишь грамотно подобрать хорошую сказку, учитывая возраст ребёнка, утверждают психологи.
Комментарии экспертов
Анастасия Владимировна Дроздова, проректор Института Междисциплинарной Медицины, детский психолог
Музыкальные спектакли склонны развивать в детях как музыкальный, так и эстетический вкус. Кукольные спектакли, в отличие от спектаклей с участием живых людей, заставляют детей моделировать в воображении игровые ситуации, так как образ кукла напрямую связан с образом домашней игрушки ребёнка. Яркие театральные образы стимулируют развитие воображения, памяти, способствуют речевому развитию, способствуют развитию коммуникативной культуры.
Перинатальный психолог, директор семейного комплекса «Центр Родительства» Виктория Тимофеева
Театр является очень мощным и эффективным средством для полноценного развития ребёнка, начиная с самого раннего возраста.
Дело в том, что благополучное развитие ребёнка определяется его полноценным эмоциональным развитием, для которого, в свою очередь, требуется разнообразное сенсорное насыщение: получение стимулов и впечатлений через разные каналы — зрительный, слуховой, обонятельный, тактильный.
Каждому человеку с самого рождения требуется большое количество таких раздражителей и их мы получаем из окружающей среды. К сожалению, современная жизнь с высоким ритмом, загруженностью, рутиной, потерей тесной связи с природой, постоянными стрессами особо нам помочь в этом не может.
Отсутствие же полноценного насыщения способно породить сенсорный, а, соответственно, и эмоциональный голод у ребёнка — это состояние нехватки разнообразных раздражителей и впечатлений. Эта ситуация может породить психическую депривацию — неудовлетворение базовых потребностей ребёнка для его полноценного развития. В раннем возрасте она может привести к отставанию в развитии речи, мелкой моторики. В более позднем возрасте это уже будут эмоциональные нарушения, которые могут проявляться в отсутствии или минимализме проявления чувств на фоне склонности к страхам и тревоге. Так же могут быть и отклонения в поведении — протесты, отказы (агрессивные и пассивные); сложности в общении, установлении контакта, как со сверстниками, так и с взрослыми, дистанцирование при общении или, наоборот, потеря дистанции.
Раньше считалось, что депривация встречается преимущественно у детей-сирот, помещенных в специализированные учреждения. Современные исследователи все чаще говорят о том, что сейчас ребёнок получает депривацию именно в семье. Это может случаться из-за того, что малышу в семье недостаточно заботы, внимания, полноценного ухода, любви и ласки. И, как следствие, не формируется эмоциональная привязанность к матери, к родителям. Получается, что современные семьи все чаще и чаще не способны полноценно удовлетворить эти потребности у ребёнка.
Неудивительно, что в такой ситуации дети и подростки в поиске эмоционального насыщения «уходят» в виртуальный мир игр и социальных сетей.
Театральные представления как раз способны помочь в решении этой сложной задачи. Театр полноценно насыщает ребёнка морем разнообразных впечатлений и стимулов — яркие костюмы и декорации дают ребёнку мощные зрительные впечатления; музыка, яркая и выразительная сценическая речь — слуховые; а если спектакль интерактивный, то еще и некие тактильные впечатления. Таким образом, театральное представление дает качественную базу для разностороннего сенсорного развития ребёнка. Внимательно следя за действием на сцене, сопереживая героям, ребёнок получает опыт переживания различных, подчас противоречивых и сложных чувств. Это позволяет ему более свободно проявлять собственные чувства, понимать и принимать себя.
Отождествляя себя с героем, ребёнок развивает в себе эмпатию, которая является необходимым средством для общения с другими людьми в социуме. У ребёнка происходит также и нравственно-этическое развитие — через оценки поступков героев, — а это в разы эффективнее, чем нравоучения родителей. Более того, театр дает эстетические нормы и ориентиры для ребёнка, учит его любить красоту и гармонию.
Театр — это всегда положительные эмоции, поэтому поход в театр может стать замечательным помощником в кризисный период жизни. А если сделать это всей семьей, то сближение родителей и детей обеспечено.
Рекомендуется начать посещать театр детям после 3-х лет. Это пожелание обоснованно: от малыша при просмотре спектакля требуется усидчивость, концентрация внимания, дисциплина. Но это вовсе не означает, что самые маленькие лишаются такого эффективного подспорья в развитии — с ними можно разыгрывать театральные постановки дома и на развивающих занятиях. А для самых маленьких необычайно интересны кукольные спектакли, где куклы оживают, — это воспринимается как чудо!
Очень важен театр и в подростковом периоде — периоде бунта, протестов и отказов, непонимания и неприятия родительского мнения, а при этом так необходимы ответы на сложные жизненные вопросы и ориентиры для следования. И здесь театр без нравоучений и давления поможет молодому человеку определиться в жизни. Очень интересен опыт коррекции театром сложных подростков, когда под руководством режиссера или психолога ребята сами ставят спектакль: выбирают пьесу, распределяют роли, репетируют, шьют костюмы и готовят декорации. Проживая на сцене сложные эмоции, учатся адекватно на них реагировать, в них жить, становясь более эмоционально зрелыми. Подросток, проживая острые эмоции на сцене, никогда не пойдет искать их в реальной жизни, подвергая себя опасности.
Театр — это многогранный феномен, чьи ресурсы помощи детям еще не полностью осознаны и изучены, а значит — нас еще ждут прекрасные открытия.