Каждый ребёнок приносит родителям не только счастье и радость, но иногда чувство растерянности, недоумения, гнева, тревоги. Заниматься воспитанием — это дополнительная ответственность, которая порой требует немалых эмоциональных сил и стараний. Подчас родители, сталкиваясь с теми или иными проблемами, не знают, как поступить, теряются, испытывают сомнения, совершают ошибки.
Когда дети растут, они, помимо бытовых привычек в жизни, обзаводятся привычками поведения. Психологи говорят о том, что часть из них может быть заложена генетически, часть взята из опыта общения с родителями и другими взрослыми, а некоторые являются особенностями характера. Иногда привычки могут доставлять неудобства, вызывать стыд взрослых людей и провоцируют желание немедленно взяться за воспитание непослушного чада. Обычно такой реакцией движут эмоции и желание сделать так, чтобы ребёнок немедленно прекратил неправильное поведение, но, к сожалению, результат воспитательных мер часто не устраивает взрослых.
Как понять, где имеют место вредные привычки, а что является следствием неправильного воспитания в семье? Почему дети могут обманывать, копаться в чужих вещах, быть раздражительными, вмешиваться во взрослые разговоры? Medabout отобрал неверные привычки поведения ребёнка, которые требуют вмешательства родителей.
Привычка слушать взрослые разговоры
Некоторые взрослые, когда общаются друг с другом, позволяют младшим слушать свои разговоры. Часто они делают это, не задумываясь о последствиях. А они могут быть совсем нежелательными для становления детской психики. То, что может услышать ребёнок, может быть неверно истолковано им, напугать, расстроить, сформировать ложную установку. Особенно это опасно, когда в его присутствии осуждают близких ему людей, учителей или его самого. Взрослые разговоры вызывают интерес у ребёнка, и, если он присутствует рядом раз за разом, то позже это может сформироваться в привычку — он все время будет стремиться посидеть около родителей и их друзей, чтобы послушать, о чем они говорят.
Все, что обсуждают взрослые, не должно касаться детей. Это первое правило установленных в семье границ, которые должны соблюдать как старшие, так и младшие. Если ребёнок не желает уходить, когда ведутся взрослые разговоры, то его следует чем-то занять, создать ему условия и пространство для игр или дать задание. Как правило, дети, которые с раннего детства не были приучены к такому пассивному слушанию, не стремятся делать это, даже когда взрослеют — они заняты детскими делами, общением с друзьями, своими интересами. Родителям важно помнить об этом, чтобы потом не пришлось отучать детей от этой вредной привычки.
Крик и слезы в ответ на запреты
Некоторые дети обладают такой вредной привычкой, как плакать и кричать в ответ на любой запрет. Часто взрослые в этом случае затрудняются сказать «нет», потому что знают, что в ответ может последовать гневная, агрессивная реакция, и успокоить ребёнка можно, только если дать ему желаемое. Почему дети так себя ведут? Стимулом такого поведения для них является капитуляция родителей — то есть они понимают, что как только повышают голос, взрослые тут же дадут им все, что они захотят.
В этом случае родители должны понимать, что за формирование такого поведения несут ответственность они, конечно, если ребёнок не находится в кризисе трех лет, когда протесты являются нормой.
Отучить детей от такой привычки подчас трудно и взрослым придется испытать немало неприятных эмоций, прежде чем они переучат младших так себя вести. Терпение в этом случае является залогом успеха. Для того чтобы ситуация изменилась, нужно менять свое поведение и реакцию — пройдет немало времени, прежде чем дети усвоят, что криком им не удастся достичь желаемого.
Как вести себя родителям? Они должны быть спокойны и уверены в себе, когда говорят твердое «нет». В ответ на слезы ребёнка не стоит «подключаться» к нему эмоционально — уговаривать, запугивать, манипулировать. Достаточно сказать «нет» и продолжать заниматься своими делами. В этот момент важно дать ребёнку проявить гневные чувства — он будет продолжать плакать и кричать, требуя свое, потому что так привык. Дайте ему возможность выразить чувства, без обвинений в его адрес. Когда он поймет, что его действия не приносят результата, можно спокойно обсудить с ним правила поведения, объяснить что позволено, а что нет, и в каком контексте.
Когда ребёнок просит все без разбору
Бывает так, что дети просят купить, или обеспечить их всем, что видят у сверстников или по телевизору. Выполнить эти требования не всегда является реальным, и не имеет под собой смысла. Чтобы избавить детей от такой привычки, как просить все без разбору, следует откровенно разговаривать с ними, обращаясь к аналитическому уму и потребностям. Когда такие разговоры будут частыми, ребёнок усвоит, что ему на самом деле нужно, в чем он нуждается и что является потребностью, а не сиюминутной прихотью. Благодаря этому он научится лучше слышать себя и понимать для чего ему нужна та или иная вещь и действительно ли он так сильно нуждается в ней.
Привычка всем уступать и все отдавать
Часто такой привычкой обладают дети, которым трудно сказать твердое «нет». Из-за этого они могут терять свои вещи, позволять другим портить, или ломать их, лишаться чего-то важного для себя. Часто они так ведут себя по примеру одного из родителей. Чтобы научить их отстаивать свое, взрослым стоит задуматься над своим поведением и понять, как они могут транслировать детям такую безотказность и перестать делать это. Также с ребёнком нужно откровенно поговорить, объясняя, что его вещи принадлежат только ему и он вправе распоряжаться ими как хочет — как давать так и не давать другим детям.
Когда ребёнок говорит неправду
Причины детской лжи могут быть самыми разными. Одна из распространенных причин — это желание избежать наказания. Взрослым стоит задуматься над тем, как они воспитывают детей, не позволяют ли себе судить их слишком строго за правду и также пересмотреть свое поведение.
Когда дети берут чужие вещи без спроса
Такое поведение детей психологи связывают с отсутствием границ в отношениях, то есть, они могут плохо понимать, где находится мое, а где чужое и часто их любопытство так велико, что позволяет им залезть в сумку к маминой подруги, которая пришла в гости. Обычно такие детские реакции, прежде чем превратиться в привычку, формируются еще в раннем детстве. Именно тогда родителям важно показать ребёнку, что этого делать нельзя. Чем он старше, тем строже должно быть отношение к тому, чтобы воспитать в нем понимание границ — он должен знать, что их соблюдение является важным не только в отношении чужих вещей, но также во время общения с окружающими людьми.