Современные родители придают большое значение раннему развитию своих детей, стремясь уже в 2 года обучить их буквам и цифрам, а иногда и иностранным языкам. Мнения специалистов расходятся касательно того, нужно ли так рано перегружать маленький мозг достаточно сложной информацией, принесет ли это ему пользу или, наоборот, будет вредить.
Особенности развития детей раннего возраста
Наукой доказано, что мозг ребёнка на 70% развивается еще во внутриутробный период, остальные же 30% приходятся на ранний и школьный возраст. Каждую минуту в нем образовывается большое количество новых нейронных связей, и уже к трем годам практически сформировано большинство структур мозга. Именно в этом возрасте он проявляет наибольшую активность, поэтому дети настолько любознательны, у них прекрасная память и воображение.
Зачастую желание родителей более углубленно развивать своего ребёнка просыпается примерно в 1,5-2 года, когда малыш уже ходит и начинает произносить первые слова и даже словосочетания. Именно в период до трех лет происходят значительные перемены в нервной системе ребёнка, он становится более подвижным, осваивает новые возможности своего тела и интенсивно развивается в физическом плане. Через сенсорное восприятие ребёнок познает окружающий мир, свойства предметов, их запах и вкус. Ключевую роль в понимании и ощущении мира ребёнком играют родители, являясь значимыми взрослыми для еще не сформировавшейся личности. В этот период особенно важны родительская теплота и забота, доброжелательное отношение и большое количество общения на понятном для малыша языке.
Преимущества центров раннего развития ребёнка
Игра является самым главным инструментом развития ребёнка и при этом самым любимым времяпровождением. Именно поэтому все занятия, направленные на обучение, должны проходить в игровой форме, но никак не за партой перед книгой. Дети интересуются и запоминают только то, что им по-настоящему интересно, поэтому занятия должны всегда быть разнообразными и захватывающими. При этом важно помнить, что дети раннего возраста еще не способны надолго концентрировать внимание на одном действии, их интерес быстро угасает, а значит и эффективность развивающих упражнений снижается. Современные центры раннего развития организовывают свои занятия, учитывая все эти особенности восприятия, они позволяют разнообразить времяпровождение ребёнка, знакомят его с новыми предметами и действиями, внося огромный вклад в психоэмоциональное и интеллектуальное развитие.
Несмотря на существование явных противников таких центров, они все же полезны и для детей, и для родителей, позволяя первым увлекательно провести время и научиться новому, а вторым перенять полезный опыт и немного отдохнуть. По большому счету все то, что предлагают эти центры, могут делать и сами родители, однако не у всех есть достаточно времени, смекалки, возможности и вдохновения заниматься этим.
Несомненными преимуществами центров раннего развития являются:
- Наличие разнообразного материала для занятий.
В домашних условиях сложно найти место для всего того разнообразия игрушек и инструментов для развития, которые предоставляются в центрах, да и затрат они требуют немалых.
Занятия в форме игры.
Дома не всегда получается создать подходящую атмосферу для развития ребёнка, при этом не у всех людей для этого достаточно воображения и фантазии, а в специализированных центрах работают подготовленные люди, знающие разнообразные методики и развивающие игры. К тому же не каждый ребёнок адекватно воспримет от мамы некоторые игры, в то время как с педагогом будет взаимодействовать более слаженно.
- Общение с детьми соответствующего возраста.
Примерно в возрасте 2 лет у ребёнка уже просыпается интерес к сверстникам, а на развивающих занятиях группы формируются по возрастам, потому это очень хорошая возможность научить их взаимодействовать между собой, разрешать конфликты и дружить.
- Отделение от мамы.
Маленькие дети очень привязаны к родителям, особенно к маме, но в возрасте 3 лет многих из них уже отдают в детский сад, где в первое время им психологически очень сложно находиться без своего значимого взрослого. Центр раннего развития, который обычно посещают задолго до похода в детсад, является хорошим способом приучить ребёнка оставаться на какое-то время без мамы, что впоследствии поможет ему психологически от нее отделиться.
- Опыт для родителей.
Не каждый из нас обладает педагогическими способностями, поэтому, наблюдая за занятиями и даже часто участвуя в них, родители могут перенять опыт у квалифицированных воспитателей для того, чтобы более правильно взаимодействовать с детьми дома. Это поможет создать в семье крепкие доверительные отношения, научит решать конфликты и споры в будущем.
Участие родителей в развитии ребёнка
Посещение центров раннего развития является полезным времяпровождением, но далеко не первоочередным и не обязательным для успешного развития ребёнка. Главными участниками этого процесса всегда были и остаются родители, которые до определенного возраста являются для детей центром вселенной и предметом для подражания. При этом интеллектуальное развитие в раннем возрасте не столь важно, как психоэмоциональное, от которого зависят и здоровье, и благополучие ребёнка, и его способность к обучению и повышению интеллекта.
Задача родителей обеспечить своим детям, особенно в возрасте до 5 лет, благоприятную и доброжелательную атмосферу в семье, заботу и поддержку, дать ощущение безопасности и собственной значимости, вселить уверенность в своих силах и сформировать положительную оценку самого себя, научить взаимодействовать с людьми и заботиться о себе. Все это позволит создать прочный фундамент для формирования здоровой самодостаточной личности. Кроме того, при таком поведении родителей дети однозначно будут развиваться и интеллектуально, общаясь и рассуждая с ними на разные темы.