Сегодня уже никого не удивляют подростки, склонившие головы над собственным смартфоном, или мамочки, дающие своему трехлетнему малышу планшет, чтобы чем-то его занять, пока они выполняют рутинную работу по дому. Цифровые гаджеты как неизбежное следствие технологической революции прочно вошли в нашу жизнь, да и производители таких электронных помощников не устают повторять об их пользе и удобстве. Но так ли велика польза, ведь многие ученые мужи всерьез поговаривают о таком недуге, как цифровое слабоумие. Болезнь XXI века — чем она грозит нашим детям?
История болезни или как все начиналось
Родоначальницей самого термина digitaldementia стала Южная Корея — один из «Азиатских тигров», сделавший огромный скачок в своем экономическом развитии в середине-конце прошлого столетия. Сегодня обладателями смартфонов являются более 80% населения и именно в этой стране медики впервые стали диагностировать расстройство внимания, проблемы с памятью, подавленность, неврастению и когнитивные нарушения у подростков. Историю болезни, вызывающей такие последствия, стали активно изучать на Западе и признавать наличие проблемы, нарастающей как снежный ком.
В результате независимых выводов исследований стала складываться цельная картина, надо сказать, неутешительная — инновационные технологии действуют на головной мозг и общее здоровье детей не самым благоприятным образом. История болезни в разное время интересовала нейрофизиков, терапевтов и психологов по всему миру, которые пытались и пытаются донести до общества ее понятный смысл. А он кроется в том, что цифровое оборудование и прочие гаджеты опасны для еще формирующегося мозга ребёнка. Многие из них тут же попали в опалу, ведь производство электроники — огромный бизнес и никто не хочет терять прибыль. Но сами ученые вовсе не против технического прогресса, однако они не могут не сказать о рисках, ведь дело касается нашего будущего — детей.
Как формируется мозг и его пластичность?
Чем же так насолили ученым новомодные гаджеты, существенно упрощающие жизнь и решающие за человека многие задачи? А именно этим и насолили, что взяли на себя функции, которые раньше человек выполнял самостоятельно и развивался, обучался, познавал мир. «Зачем я тогда нужен, зачем я живу?» — воскликнул Копатыч в известном мультсериале, когда Пин, руководствуясь самыми добрыми побуждениями, прислал в помощь страдающему от болезни другу робота, который не только огород мог вскопать, но и на аккордеоне сыграть. Каждое событие в жизни человека, каждый его шаг и переживание отражаются на мозге.
Этот всесовершенный орган помнит обо всех явлениях, здесь закладываются дарования и таланты, сама суть уникальной личности. И колоссальная функция по созреванию мозга, построению нейронных звеньев, укреплению синапсов продолжается до установления возраста 20 лет. Одним из неповторимых свойств мозга является пластичность, то есть он адаптируется к тем обстоятельствам, в которых пребывает. Наукой накоплено немало ошеломительных исследований, демонстрирующих невероятную гибкость мозга. Опыты над животными показали, что богатые окружающие условия, открывающие огромные возможности для исследований, являются мощнейшим элементом развития мозга.
При этом все происходящие в сером веществе метаморфозы положительные — нейроны приобретают большие размеры, клетки обзаводятся дендритными отростками, расширяющими способности к обмену данными с другими клетками. Под влиянием окружающих условий сдает свои позиции даже генетическая болезнь и этому есть немало подтверждений. В медицине зафиксированы случаи, когда медики строили неблагоприятные прогнозы, а любовь родителей и обучающие занятия творили чудеса. Ничто не заменит детям исследование физического мира, столкновение с чем-то новым, неизведанным — полет бабочки, игру с другом в мяч, ночную рыбалку с отцом. Так прогрессирует развитие мозга и закладываются основы будущего.
Болезнь, подавляющая пластичность мозга
Сегодня же за «общением» с экраном подросток проводит до 8 часов в сутки. Он ворует собственное время сам у себя, поскольку проводит его впустую — не на личные встречи с приятелями, подвижные игры, чтение литературы и занятия музыкой, а на то, что в формировании мозга участия не принимает. История болезни такова, что сегодня мир сжался до параметров экрана планшета. Здесь люди общаются, работают, создают семьи. Теперь они не ходят на свидания, а сразу съезжаются, чтобы вместе жить. Дети не лепят снеговика, не играют в «салки» и не устраивают шалаши на деревьях. Они «гуляют», сидя дома на попе.
А ведь чтобы тренировать и наращивать мозговые «мышцы», им нужно учиться взаимодействию со сверстниками, восхищаться и удивляться, бояться и озадачиваться, идти на риск и принимать решения. Всевозможные гаджеты и телефоны никогда не смогут этого заменить. Кроме того, у такой болезни, как цифровое слабоумие, есть и другой побочный эффект — сокращение времени сна. Засидевшийся допоздна за компьютерными играми подросток наутро встает с больной головой. Его одолевает усталость, что еще сильнее сокращает способности к обучению. Если не тренировать мышцы, то они атрофируются, а если не тренировать мозг, то его клетки также деградируют с развитием признаков такой болезни, как цифровое слабоумие.
Признаки болезни
Если вы подозреваете, что ваш ребёнок попал в капкан цифровых технологий, вы можете подтвердить свои опасения, обратив внимание на следующие признаки болезни:
- плохая память и концентрация внимания. Многие педагоги и психологи обращают внимание, что в последние годы детям сложнее дается пересказ текста;
- быстрая утомляемость, трудности с переключением с одного на другое;
- симптомы болезни выражаются и в неврологических расстройствах;
- зависимость от интернета. Это один из самых явных и опасных признаков, ведь случаи неконтролируемых истерик и даже тяжелых увечий на почве запрета компьютерных игр уже не новость;
- ощущение подавленности, ненужности, одиночества.
Эти признаки болезни, как и немотивированная агрессия должны насторожить родителей. И если они успокаивают себя тем, что чадо в окружении гаджетов становится более креативным, умным и многозадачным, то последние исследования, проводимые в Стэнфордском университете, свидетельствуют об обратном. Глубина почерпнутой ими информации из интернета нулевая — они просто хватают вершки, не вникая в суть. По сравнению с детьми, учащимися 30 лет назад, они хуже выполняют те же самые задания, их творческий потенциал падает, как и чувство юмора, склонность к воображению и образному мышлению.
Что делать?
Ответ очевиден — дозировать время пребывания за компьютером. Понятно, что каждый родитель стремится дать своему ребёнку все самое лучшее, но мы же не кормим детей три раза в день одними шоколадными батончиками, потому что сын или дочь их любит, так почему же позволяем сутками торчать у экранов? Бояться, что момент будет безвозвратно упущен и ребёнок вовремя не овладеет всеми этими мобильными устройствами не стоит, и это подтверждает директор Института мозга человека РАН Святослав Всеволодович Медведев. В первую очередь цифровые игрушки были придуманы для взрослых для облегчения их работы. И вы удивитесь, но Стив Джобс — основатель корпорации Apple, запрещал своим отпрыскам пользоваться гаджетами по ночам и в выходные дни.
Крис Андерсон, владелец 3DRobotics, не позволяет своим детям играть гаджетами в спальне, а Эвон Уильямс — создатель таких ресурсов, как Twitter и Blogger — дозволяет своим детям игры за компьютером не более 1 часа в день. Так что думайте сами, решайте сами, ведь речь идет о самом дорогом — наших детях и нашем будущем.