Творчество очень важно для развития ребёнка. Творческие занятия входят практически во все обучающие программы в дошкольных и школьных учебных заведениях. Когда сами родители выбирают, чем бы заняться с ребёнком, они, скорее всего, в первую очередь подумают о рисовании, лепке, создании моделей из конструктора и т. д. Но наиболее полезным для малыша оказываются не узкоспециализированные занятия, где ребёнок изучает техники живописи или основы конструирования, а правильно организованная окружающая среда.
Естественное развитие ребёнка
Сами дети склонны к творческой деятельности на каждом шагу. Готовый кукольный домик привлечет внимание только своим ярким внешним видом — играть гораздо приятнее с самостоятельно сделанной из обувной коробки кукольной комнатой. Крепость, построенная из подушек, привлекает гораздо больше, чем фабричного производства спортивный уголок. Естественное любопытство ребёнка родители могут использовать, чтобы провоцировать эстетические и творческое развитие ребёнка.
Быт ребёнка как развитие
Гармоничные сочетания цветов — это практически основа любой художественной деятельности. Если родители научат ребёнка видеть удачные сочетания, они практически заложат основу творческой успешности малыша в будущем. Конечно, маленькому ребёнку не будет интересно рассматривать скучные таблицы оттенков, но изучить принципы гармонии на самых обычных бытовых предметах он сможет с большим удовольствием и пользой.
Вот с утра дети с мамой выбирают, что надеть. Конечно, можно выбрать только самые любимые детали гардероба. Но хорошо ли они будут смотреться вместе? На что нужно обратить внимание? Сколько всего цветов может сочетаться в одном наряде? Почему именно так? Правда, на этом пути родители должны быть готовы к тому, что малыш продемонстрирует свой собственный вкус, отличный от представлений взрослых об идеале. Что ж, ребёнок имеет на это право. Взрослым следует помнить о том, что все самые громкие и популярные направления в культуре и искусстве когда-то воспринимались как образец грубости и безвкусицы.
Если индивидуальные предпочтения у ребёнка есть, то изменить их кардинально, скорее всего, не получится. Но если представления о прекрасном у малыша пока не сформировались до конца, родители могут влиять на эстетическое развитие ребёнка. Детскую комнату следует обустроить максимально гармонично, подобрать мебель, обои и покрытия так, чтобы они сочетались по цвету и фактурам. Именно в этом помещении ребёнок будет проводить большую часть времени в первые годы жизни, с этой комнатой у него будут ассоциироваться первые представления о безопасности и красоте. Пусть он увидит и запомнит именно тот эстетический посыл, который хотя донести до него родители.
Родители готовят необычный обед
Также широкое поле для творчества представляет собой детская кулинария. Сами по себе продукты для детского стола редко могут удивить кого-то необычным видом — кухня для маленьких детей организуется по принципу максимальной практичности и гипоаллергенности. Но самые простые продукты можно сервировать необычным образом, так что обыденный прием пищи превратится для ребёнка в необычную историю или знакомство со сказочным персонажем. В этом и есть суть творчества — превращать скучный быт в уникальные произведения или увлекательные истории.
Из отварных овощей и зелени можно создавать фигурки животных или веселые мордочки, каждый раз разные. Сделать это совсем несложно — достаточно при помощи маленьких ломтиком обозначить «глазки», «носики» и «хвосты». Родители могут использовать разные фактуры продуктов для творческого подхода к оформлению блюда. Из картофельного пюре можно лепить любые сооружения, а из ломтиков вареной картошки выкладывать дорожки или изображать шкурки различных животных.
Творчески можно подойти к самому процессу принятия пищи. Вот перед ребёнком стоит тарелка с кашей — с ней не придумать ничего интересного. Но что если представить, что это не каша, а поле, которое должно прокормить наших любимых домашних животных? Вот в этой части будет расти клевер — съедим его и накормим кроликов. Поле нужно обнести забором — ну-ка, малыш, съешь дорожку из каши по краю тарелки! Такие истории поддержат аппетит и дадут дополнительный толчок творческому развитию ребёнка — в следующий раз он сам будет придумывать, во что превратить тарелку с блюдом и какой сюжет может быть с этим связан.
Прогулка детям на пользу
Но максимальную пользу для всестороннего развития ребёнка, конечно, дают прогулки на улице. Физическая активность сама по себе пробуждает тягу к познанию, а вся окружающая среда и есть лучшие материалы для творчества. В любой сезон родители могут найти для ребёнка интересное дело на прогулке. В теплый период это могут быть разнообразные игры с песком. Из него можно не только лепить куличики — ребёнок может создавать замки и сложные системы каналов. Для украшения своих объектов он может использовать природные материалы — желуди, каштаны, сережки клена. Если песочную конструкцию легко может сломать любой пробегающий мимо малыш, то ничего страшного. Это только послужит поводом создать более совершенное строение.
В зимний период песок можно заменить снегом. Ребёнку только понадобятся непромокаемые варежки и теплый комбинезон. В огромных сугробах можно строить не только маленькие домики, но «подземные» лазы и пещеры, в которые ребёнок сможет залезть сам. Но можно сконцентрироваться и на миниатюрных формах. Желуди и каштаны зимой не найти, но на ветках рябины как раз остается много ярко-красных ягод — из них можно выкладывать в снегу интересные узоры.
Наблюдение за живой природой дает стимул к общему развитию ребёнка, и эстетическому в том числе. Облака или тени можно увидеть практически в любое время при любой погоде. За ними интересно даже просто наблюдать, а можно порассуждать дальше. На что похожи облака? Какую можно придумать историю о том, как облако-лиса гонится за облаком-зайцем? За тенями можно не только наблюдать — их можно попробовать менять по своему желанию. Как именно нужно повернуться, чтобы тени приобрела новую форму, стала похожа не на человека, а на какую-нибудь зверушку? Так ребёнок будет не только развивать фантазию, но изучит законы перспективы и ориентирования в пространстве.