Творчество — это процесс, который возникает, если человек свободно реализует свои идеи и желания. Творческие занятия занимают большое место в жизни детей и взрослых, когда они позволяют себе заниматься ими. Ребёнок знакомится с творчеством в раннем возрасте — в это время все, что он делает, связано с реализацией его потенциала. Однако бывает так, что дети реагируют на творческие идеи равнодушно, не могут применять свои способности в жизни. Почему так происходит?
Желание детей заниматься творчеством во многом зависит от отношения к этому взрослых людей. Как развить в ребёнке творческие способности? Как найти деятельность, в которой он мог бы проявить свои таланты? Какую роль в жизни родителей играет творчество? Ответы на эти вопросы и полезные идеи для всей семьи в данной статье.
Как в детях пропадает желание творить?
Если взглянуть на мир с позиции творчества, станет понятно, что многие идеи и процессы тесно связаны с ним. Творчество и детство имеют много похожих ассоциаций. Когда маленький ребёнок активно изучает мир, все, с чем он встречается, может стать инструментом для творческой работы. Дети рисуют на песке и пробуют его на вкус, размазывают кашу по столу, создавая причудливые узоры, используют шампунь и косметические средства мамы, чтобы сварить волшебное зелье, делают из веток волшебные палочки, представляют себе, что кровать это корабль, а стул — лошадь. Детские игры и порывы не всегда встречают положительную реакцию со стороны матери и отца. Во многих случаях взрослые сами часто губят желание детей творить, свободно выражать мысли и идеи. Какие ошибки совершают родители?
Запрещают пользоваться вещами и предметами, которые не предназначены для игр и экспериментов;
- Ограничивают желание детей такими фразами как «Не придумывай глупости», «Не занимайся ерундой», «Оставь эту идею — у тебя все равно ничего не получится»;
- Наказывают детей, когда те, в силу возрастных особенностей, обращаются с вещами и предметами неправильно, использует их не по назначению, например, пытаются сделать из кастрюли барабан, из покрывала — парус для корабля, а из зубной пасты кашу для кукол.
- Насмешливо или осуждающе относятся к тому, что делают дети. Особенно часто это бывает, когда в квартире появляются горы мусора, ценные вещи родителей оказываются приклеенными или испорченными, повсюду разбросаны результаты детского творчества — шишки, палочки, цветная бумага, камушки, листики, наклейки, нитки, бусины. Взрослых раздражает такой беспорядок, и они стремятся уничтожить все, что остается после творческого порыва ребёнка.
Как поступать матери и отцу? Как не подавить в детях желания творить и, в то же время сохранить ценные вещи и предметы в доме в сохранности?
- В первую очередь нужно понимать, что желание ребёнка создавать, делать что-то руками — удовлетворяет потребность в любопытстве и является одной из базовых потребностей. Кроме того, ребёнок, если он свободно творил в детстве, растет увлекающимся, любознательным, свободным, у него в голове легко рождаются новые идеи, и он активно реализует их в жизни. Это помогает ему учиться, общаться, строить карьеру.
- Необходимо создать условия для того чтобы ребёнок мог свободно заниматься творчеством. Так, если он очень любит рисовать и не может удержаться от этого, родители могут не только запастись большим количеством альбомов, красок и фломастеров, но, также и выделить ребёнку стену в квартире, чтобы он мог рисовать там все, что ему захочется или позволить делать это на полу, на большом ватмане.
- Дети должны знать, что заниматься творчеством — это здорово и можно делать это дома, однако необходимо соблюдать определенные условия, благодаря которым его личные предметы и вещи родителей не будут испорчены. Можно оборудовать в детской комнате творческий уголок — поставить стол, стул, закрыть поверхность пола, чтобы он не испачкался. Там ребёнок сможет рисовать, клеить, вырезать, шить. Вместе с тем, дети должны знать, что поддерживать порядок на своем рабочем месте — необходимо для того чтобы дальше иметь возможность творить. Можно поставить в детской отдельную мусорную корзину, куда следует складывать бумагу и прочий мусор.
Как «подогреть» интерес детей к творчеству?
Дети должны не только соблюдать условия, которые необходимы для занятий любимым делом, но, также иметь желание творить. Часто мать и отец сталкиваются с такой проблемой, когда ребёнок ничего не хочет — рисование, лепка, конструирование не привлекают его. Что не так с ребёнком, в этом случае? Взрослым важно понимать, что творчество — это, прежде всего, порыв души, желание что-то создать, он очень тесно связан с радостью. Когда человек рад, спокоен и счастлив, удовлетворен собой и жизнью, в нем поднимается желание создавать что-то прекрасное, удивительное, неповторимое. Когда у детей нет такой потребности, следует задуматься над тем, в каких условиях они живут. Возможно, они испытывают переживания, негативные чувства или страдают от психологических травм?
Мать и отец должны задуматься: все ли в порядке в жизни ребёнка? Устраивают ли его отношения со сверстниками, коллективом детского сада или школы, который он посещает, все ли его потребности удовлетворяются. В детском возрасте они сводятся к любви, безопасности, пониманию и поддержке от близких. Ребёнок, который страдает, чувствует себя плохо, не уверен в себе, не ощущают любви в семье, не чувствует себя нужным, постоянно подвергается критике — не станет творить, у него для этого не будет сил и желания. Поэтому прежде чем приобщать его к творческим видам деятельности, необходимо понять, находится ли его эмоциональное состояние в норме.
Творчество для матери, отца и ребёнка
Во взрослой жизни желание создавать что-то своими руками, интерес к любой творческой деятельности, также, связан с радостью и внутренней свободой. Дети избегают возможности проявлять себя, если видят, что родители относятся к этому настороженно, отрицательно, сами не позволяют себе расслабляться, играть, придумывать. С чего следует начать, чтобы творчество в семье стало нормой?
Мать и отец должны хвалить и поддерживать ребёнка в любых его начинания, даже, если по их мнению то, что он сделал, не является шедевром. Хорошо, если дети будут видеть, как родители хвастаются их работами перед гостями, вешают нарисованные картины или поделки на стену, восхищаются работами, просят ребёнка, чтобы он помог им что-либо создать — это может быть рисунок, кулинарное блюдо. Ребёнок раскрывает свой потенциал, когда творческие занятия становятся делом всей семьи — так, дети и родители могут вместе рисовать, лепить, строить города из конструктора, шить игрушки, придумывать разные игры — подвижные или интеллектуальные. Это не только дарит ребёнку свободу самовыражения, но, также позволяет ощутить близость с матерью и отцом, что является жизненно важной потребностью для детей в любом возрасте.