Любой детский рисунок, поделка из природных материалов, рассказ или стихотворение — все это образцы творчества. Для дошкольника это не просто игрушки, сделанные своими руками, а способ самовыражения и познания мира. Некоторые взрослые не придают детскому творчеству серьезного значения. Для ребёнка его маленькие произведения искусства важны, поскольку это еще один способ видения мира и его восприятия. Более того, творчество может стать еще одним вариантом совместного досуга детей и взрослых.
Творчество как способ познания мира
Даже совсем маленькие дети могут с удовольствием рисовать, лепить и даже пытаться сочинять стихи и рассказы. Поскольку рисовать ребёнок учится раньше, чем писать, то первым способом познания мира является рисунок. Не случайно во многих детских садах существуют занятия по различным видам художественного творчества. Чаще всего в них входят лепка из пластилина и рисование. Лепка развивает мелкую моторику, а рисование позволяет понять отношение ребёнка к окружающему миру.
Дети в возрасте 5-6 лет могут не только рисовать, но также активно сочинять стихи, рассказы и даже пьесы. Это происходит, как только они начинают овладевать навыками письма и пишут печатными буквами. Также они могут диктовать свои первые литературные творения кому-то из взрослых. Некоторые родители не воспринимают всерьез творчество ребёнка, и это может негативно отразиться на его самооценке.
Часто дошкольники проявляют интерес к музыке. Если кто-то из родителей играет на музыкальном инструменте, то со временем ребёнок тоже интересуется им, и даже может начать сочинять первые пьесы. С самого раннего возраста необходимо поощрять интерес к творчеству, чтобы ребёнок чувствовал себя полноценной и гармоничной личностью и ощущал всестороннюю поддержку значимых взрослых.
Детское творчество и развитие ребёнка
Первый вид творчества, который осваивает ребёнок — это рисование. Самые маленькие могут брать в руки карандаш или фломастер и разрисовывать обои в квартире. Но вряд ли взрослые будут в восторге от подобных творческих порывов. Поэтому необходимо объяснить малышу, где допустимо рисовать, а где — нет. Ребёнок 3-4 лет начинает рисовать знакомые предметы, а с 5-6 лет — знакомых персонажей мультфильмов и сюжеты художественных произведений.
Если детское творчество также включает в себя и литературные произведения, то ребёнок может иллюстрировать написанные им стихи или рассказы при помощи рисунков. Не случайно в учебниках русского языка для начальной школы встречается задание, в котором требуется составить рассказ по картинке. Оно одновременно развивает образное мышление и учит ребёнка правильно обращаться со словом. Ближе к подростковому возрасту школьники начинают увлекаться поэзией и популярной музыкой. Детское творчество становится более осмысленным и может затрагивать вполне серьезные проблемы.
Многие подростки активно интересуются игрой на гитаре. На протяжении многих лет гитара остается самым популярным и востребованным музыкальным инструментом. Под ее аккомпанемент исполняли свои песни многие барды и рок-исполнители. Некоторые старшеклассники даже создают собственные группы, в которых исполняют как собственные песни, так и произведения других авторов. Со временем музыка может отойти на второй план, а может стать хобби и даже делом всей жизни.
Некоторые взрослые не принимают всерьез то, что пишет ребёнок. С точки зрения взрослого опыта рисунки, стихи или музыка могут показаться чем-то малозначительным и несерьезным. Разумеется, от дошкольника или школьника мало кто ждет той же глубины и внимания к глобальным проблемам, что от признанного классика. Но для него это один из способов понять окружающий мир и свое место в нем. Пренебрежительные отзывы со стороны родителей могут негативно отразиться на отношениях в семье и самооценке ребёнка.
Значение творчества в жизни детей
Сегодня многие родители хотят, чтобы их ребёнок всесторонне развивался с самого раннего возраста. Поэтому они отдают в разнообразные кружки и секции даже малышей в возрасте 2-3 лет. А школьник может и вовсе не иметь свободного времени, посещая дополнительные занятия. Но психологи и педагоги убеждены, что у ребёнка должно быть некоторое количество времени на то, чтобы побыть наедине с самим собой, переварить впечатления или сочинить что-то по собственному желанию.
Кружки и секции — это хорошая возможность помочь ребёнку раскрыть его талант в живописи, музыке, литературе или других видах искусства. Он может и не иметь склонности к какому-то определенному занятию, но важно, чтобы он попробовал себя в качестве музыканта или художника. Взрослым следует более спокойно воспринимать отказ или нежелание ребёнка заниматься определенным видом искусства и выбор другого кружка взамен.
Далеко не все люди выбирают для себя занятия искусством. Часто они увлекаются им в детстве или юности, но затем останавливают свой выбор на «твердой» профессии — инженера, юриста, экономиста или специалиста по продажам. Но важно, чтобы это происходило без давления извне. Некоторые родители не считают рисование или музыку источником стабильного дохода, но вряд ли препятствия в этом укрепят отношения в семье.
В раннем возрасте рисование выполняет важную функцию — развитие образного мышления и мелкой моторики. Но самое главное — у ребёнка развивается воображение и память. Чем больше впечатлений получает ребёнок, тем выше его академические успехи. Но основным положительным моментом в рисовании, написании рассказов или игре на музыкальном инструмента является сам процесс и активная вовлеченность ребёнка. Это улучшает не только его когнитивные способности, но и заставляет испытывать удовольствие от самого процесса. Таким образом, творческий процесс не только развивает ребёнка, но и дарит ему позитивные эмоции, что особенно важно для его душевного и физического здоровья. Если взрослые поощряют ребёнка в этом занятии и способствуют его всестороннему развитию, то они выполняют важную задачу — воспитание эмоционально и рационально развитой личности.