В последние годы среди терминов, относящихся к грудничковому периоду жизни малышей, появился новый — «педагогический прикорм». В противовес педиатрическому, диктующему, в каком возрасте, количестве и очередности надо знакомить ребёнка с твердой пищей, педагогический прикорм не имеет строгих правил в отношении типа овощей, возраста ввода мяса в меню грудничка или количества крупинок желтка. Однако и в данной методике есть свои ограничения, которым необходимо следовать. И, очевидно, есть свои бонусы для родителей и детей. MedAboutMe разбирается в истории, технологии и последствиях нового вида кормления малышей.
Новый тип прикорма? История педагогического кормления
Если поразмыслить, станет ясно — педагогический прикорм был основным видом кормления детей до появления правил педиатрии. В прежние века мало кто специально готовил монокомпонентные овощные пюре, измельчал мясо и протирал каши сквозь сито, чтобы обеспечить ребёнку соответствующий возрасту рацион питания. Малыш получал маленькие кусочки с общего стола, постепенно знакомясь с привычной взрослым едой и дополняя свое меню новыми блюдами и сезонными овощами.
Понятно, что при полноценном и низкоаллергенном питании семьи детский организм позитивно реагировал на большинство продуктов и ребёнок не испытывал проблем с перевариванием и адаптацией к новой пище.
Что послужило причиной ввода педиатрических требований к прикорму первого года жизни детей?
Во-первых, далеко не во всех домах, как крестьянских, так и среднего сословия поддерживалось необходимое детям разнообразие: питаться только крупой, картошкой и капустой в течение нескольких месяцев помогает выживать, но не развиваться.
Во-вторых, научные и промышленные революции привели к появлению огромного количества пищи повышенной калорийности, с массой добавок, вредных для детского (и взрослого) организма. Но если среднестатистическому взрослому пакет чипсов или конфет с красителем вреда не принесет, то у ребёнка может развиться как аллергическая реакция, так и нарушения функций желудочно-кишечного тракта.
В-третьих, та же промышленная революция потребовала от женщин раньше прекращать грудное вскармливание и выходить на работу, предлагая взамен смеси-заменители грудного молока и пюрированные продукты для грудничков, чтобы сократить время, необходимое для ухода за ребёнком. В яслях, куда во время СССР можно было отдавать ребёнка с двухмесячного возраста, также было намного удобнее использовать для кормления промышленно изготовленные пюре и смеси.
Так постепенно исторический традиционный прикорм был заменен педиатрическим. Учитывая довольно средний уровень грамотности населения в отношении питания грудничков и отсутствие длительного отпуска по уходу за ребёнком, изменения были «во благо».
Зачем родителям и ребёнку педагогика в питании?
Среди преимуществ педагогического прикорма выделяют следующие:
- ребёнок начинает есть тогда, когда у него действительно сформирован пищевой интерес. Это значительно снижает вероятность возникновения капризов за столом, отказа от еды, плохого аппетита без физиологических причин, формирования неверного пищевого поведения и переедания;
- получая ту же еду, что находится в тарелке матери, малыш постепенно адаптируется к ней, так как с грудным молоком он уже имел возможность опосредованно привыкнуть к этой пище. Данный фактор способствует снижению сенсибилизации организма к вероятным аллергенам;
- раннее знакомство с кусочками пищи помогает быстро развивать навыки жевания, глотания, а также использования столовых приборов. Это развивает не только мышечную систему, но и мозг;
- пищеварительная система активнее реагирует на мелкие кусочки, чем на пюре;
- для взрослых очевидна экономия времени и средств: нет необходимости специально готовить или покупать адаптированные для малышей продукты;
- и еще один бонус для родителей: при возникновении пищевого интереса многие дети (практически все) жаждут узнать, что же родитель тянет в рот. При этом интерес к детскому питанию довольно опосредованный. Чтобы при традиционном педиатрическом прикорме не испытывать проблем, имея за общим столом тянущегося к познанию кроху, специалисты советуют питаться отдельно: ребёнку давать пюре или кашу, а взрослую еду держать и употреблять вне его поля зрения. Это создает определенные сложности в планировании режима дня.
Правила педагогического прикорма: как кормить малыша?
Первое и самое главное правило: педагогический прикорм обязательно сопровождается грудным вскармливанием. Предполагается, что основное питание ребёнка в данном случае — грудное молоко, которое ребёнок получает перед каждым приемом прикорма, а твердая пища — незначительное его дополнение. При искусственном, смешанном вскармливании или недостаточности лактации педагогический прикорм на пользу не пойдет.
Второе правило: предлагать, но не настаивать. У большинства детей пищевой интерес формируется в 6-7 месяцев, когда ребёнок уже уверенно держит голову, сидит, освоил пинцетный захват, а выталкивающий рефлекс языка угас. В таком случае его можно брать на колени во время еды и разрешать исследовать содержимое маминой тарелки, или предлагать ему на собственной посуде микрокусочки (не больше зернышка риса) тех же продуктов, что в данный момент ест мать.
Если интереса к продуктам не возникает, малыш выплевывает или выталкивает языком пищу, знакомство с едой откладывают до следующего раза. Важно также направлять интерес в сторону поглощения пищи, а не размазывания каши по столу.
Правило третье: на столе и в тарелках всех членов семьи должна быть здоровая пища, не содержащая консервантов и острых приправ. Начинать знакомство детского организма с новыми блюдами с колбас, копченой рыбы, жирного мяса категорически нельзя. Причем надо помнить, что для некоторой пищи это ограничение будет действовать до 1,5, 3-х лет и даже дольше. А если грудное вскармливание прекращается, то необходимо строго следовать рекомендациям педиатров о видах продуктов, доступных ребёнку в каждом возрастном периоде.
Минусы кормления как метода обучения
Есть очевидный минус: разрешая ребёнку есть самому, руками с тарелки, а не из специальной ложечки, которую взрослый аккуратно подносит ко рту, родители рискуют значительно увеличить количество грязной одежды, салфеток, нагрудников, а также грязных поверхностей вокруг стола. Моторика ребёнка несовершенна, а интерес к исследованию огромен. Соответственно, способность разрушать чистоту и порядок тоже велика.
Не такой очевидный, но важный минус педагогического прикорма состоит в специфике реакции организма. Несмотря на питание грудным молоком, постепенную адаптацию ферментной системы и общее привыкание ЖКТ, многие продукты по-прежнему могут вызывать аллергию. И выделить ее источник при педагогическом прикорме намного сложнее, чем при раздельном педиатрическом.
Недостатком педагогического прикорма можно считать и необходимость практически постоянного присутствия матери при питании ребёнка и употребление тех же блюд, по крайней мере в первые месяцы введения прикорма.
И еще один минус: достаточно сложно контролировать, насколько потребности детского организма в витаминах, минералах и питательных веществах удовлетворяются при данном типе кормления. Если педиатрический прикорм базируется на расчетах норм рациона ребёнка, то в педагогическом все зависит от аппетита, разнообразия меню семьи и способности организма мамы к лактации. Многие специалисты, в том числе известный педиатр Е. Комаровский не поддерживают подобную практику прикорма, считая ее «бесполезным развлечением для родителей».
Выбор в данном случае — за взрослыми. Мама и папа здорового малыша могут сами определить, что им на данном этапе больше подходит — кормить ребёнка или учить его самостоятельно питаться. Многие родители пытаются, и порой успешно, совмещать оба вида прикорма: например, предлагая на прогулке пюре из баночки малышу на педагогическом прикорме, или постепенно расширяя рацион ребёнка 9-10 месяцев от пюре до кусочков с маминой тарелки. Если здоровье ребёнка от этого не страдает, то приемлемы оба варианта.