В период с 3 до 6 лет дети переживают повышенный всплеск активности, когда быстрыми темпами начинают развиваться речь и мышление, упрочняются логические связи, мозг начинает быстрее анализировать информацию. Этот период называют дошкольным возрастом, и его характерными особенностями являются жажда знаний и стремление ребёнка обучаться всему новому. От родителей потребуется приложить максимум усилий, чтобы сполна удовлетворить детское любопытство и развить такие природные качества, как внимательность, умение акцентировать его на мелочах и подмечать детали.
Характерные особенности развития внимания у детей в дошкольном возрасте
Развитие детей дошкольного возраста переживает изменения практически во всех сферах жизни. Для внимания в этот период характерны следующие особенности:
- Спектр предметов, с которыми может одновременно взаимодействовать ребёнок, становится более обширным. Обычно в игре задействуют сразу 2-3 предмета одновременно.
- Усиливается концентрация внимания на словах взрослых людей, появляется повышенный интерес к литературным произведениям.
- Закладываются основы для формирования произвольного внимания.
- Формируется устойчивое внимание, появляется способность сосредотачивать его на конкретных вещах и предметах.
У детей со слабой концентрацией внимания могут наблюдаться проблемы с переключением от одного объекта к другому, а также с распределением его объёма между разными задачами. Развитие внимания связывают со сменой организации жизни ребёнка. Дошкольный возраст — это период, в который он узнает новые формы занятий, и способен управлять своим вниманием под направлением взрослого. Первоначально произвольное внимание формируется на основе внешних побуждений: слов взрослого человека, указательного жеста. Постепенно управление вниманием переходит к самому ребёнку, и начинает сопровождаться речью. Идя на прогулку в парк, ребёнок может наметить свои действия: «Сначала я посмотрю на лошадку, затем пойдем к качелям», и последовательно выполнить их, внимательно изучая интересующие его объекты.
Произвольное внимание предполагает не только речевое сопровождение, но и осознание предстоящего действия и его важности перед другими вещами. Это связано с началом освоения правил поведения и существующих обязанностей детьми: процесс помощи родителям или воспитателям начинает приносить удовольствие, и необходимость постоянного контроля и концентрации на выполняемом деле пропадает.
Развитие внимания у детей дошкольного возраста предполагает работу в следующих направлениях:
- тренировка объёма и распределения внимания;
- умение концентрироваться на поставленной задаче;
- закрепление внимательности как один из основных навыков личности.
Дошкольное развитие ребёнка предполагает обучение в игровой форме: не следует заставлять малыша заниматься, если он не расположен к совместным занятиям.
Средства дошкольного развития ребёнка, направленные на умение переключать внимание
Представленные упражнения стимулируют развитие детей дошкольного возраста, обучая их концентрировать и останавливать внимание на поставленной задаче, а также правильно распределять его в процессе выполнения действий.
- «Ищем букву». Для занятия необходимо набрать на листе бумаги текст крупным шрифтом и дать ребёнку карандаш или ручку. Лист с текстом предлагают малышу: показывают определенную букву и просят подчеркнуть ее в тексте. Занятие подходит даже тем малышам, которые не умеют читать: достаточно нарисовать нужную букву отдельно на бумаге, и положить ее перед ним. Необходимо также объяснить, что просматривать следует все строчки, пытаясь найти в них заданную букву. Задание можно усложнить: например, подчеркнуть букву «А», обвести в кружок букву «В». В возрасте 3-х лет будет достаточно текста из 3 предложений; для пятилетних детей подойдет текст в 2-3 абзаца.
- «Лабиринт». Можно воспользоваться готовыми картинками, либо изобразить переплетение линий самостоятельно. В качестве вступления можно рассказать небольшую сказку, а затем попросить ребёнка помочь персонажу добраться из одной части лабиринта в другую, отслеживая путь по линии. В качестве облегчения задания ребёнок может использовать указку.
- «Перебираем крупу». Для занятий следует взять несколько видов продуктов: горох, фасоль, чечевица, либо кофе в зернах. Перемешивают их по несколько штук в небольшой миске, затем предлагают ребёнку разобрать их по разным баночкам. Количество крупы подбирают в зависимости от возраста ребёнка: в 3 года достаточно взять 3 вида по 5-6 горошин. Более старшим детям в смесь можно добавить рис или зерна перловки.
- «Ищем пару». Важное упражнение для дошкольного развития ребёнка: оно не только тренирует внимание, но и учит определять признаки предметов и находить среди них общие. Для игры берут парные полоски бумаги разной длины либо пары пуговиц. Перемешивают и предлагают ребёнку разобрать их по парам.
Количество предметов для занятий необходимо подбирать исходя из общего развития: если малыш пока не справляется с большим количеством предметов, то начинать необходимо с 3-4 штук или пар.
Упражнения для развития активного внимания детей дошкольного возраста
Дети должны развивать внимание не только в сидячих спокойных занятиях, но и в период активных действий, поэтому в программу необходимо включать упражнения в движении.
- Подражание. Дети в спокойном темпе шагают по кругу. Ведущий произносит слова, а дети должны выполнить движение, связанное с ними. Например, «птичка» — машут руками; «зайчик» — прыгают.
- «Ухо-нос». Взрослый вразнобой произносит команды: «Ухо», «Нос», а дети должны схватиться за названную часть тела. Ведущий выполняет движения с ними, иногда нарочно выполняя команды неверно.
- «Зеваки». Дети перемещаются по кругу, держась за руки. По хлопку разворачиваются и идут в другую сторону. Зазевавшийся выбывает из игры, которая продолжается до последнего человека.
При выполнении активных упражнений необходимо пристально следить за детьми, и не допускать быстрых передвижений, чтобы избежать ушибов.
Игры для детей, улучшающие внимательность, концентрацию и наблюдательность
Дошкольное развитие ребёнка, направленное на улучшение внимания, можно проводить по следующим схемам:
- «Что исчезло?». Ставят перед малышом несколько игрушек, дают время изучить их. Затем просят отвернуться, убирают одну игрушку: малыш должен определить, что исчезло.
- «Ищем игрушку». Прячут игрушку небольших размеров, затем при помощи подсказок объясняют ребёнку место, где она спрятана. Например, игрушка лежит под красным, квадратным предметом на прямоугольной поверхности (под подушкой на кровати).
- «Ищем отличия». Дают две схожие картинки, ребёнку необходимо найти различия в них.
- Дни недели. Взрослый в быстром темпе называет дни: на буднях дети хлопают в ладоши, в выходные — действий нет.
- «Обводим картинку». Из точек составляют рисунок, и предлагают ребёнку соединить их линией.
Дошкольный возраст ребёнка — период, когда знания усваиваются проще всего. Но не следует перегружать малыша занятиями, и превращать увлекательные игры в скучные обязательные тренировки.