Виды общения в психологии классифицируются по целям, средствам и опосредованности. Общение – это взаимодействие человека с другими членами общества. Благодаря нему люди могут развиваться, приумножать собственные ценности, вносить вклад в развитие общества.
Какие бывают виды?
Классифицируя общение по опосредованности, подразумевается, что люди могут передавать информацию не только с помощью естественных органов, но и с применением коммуникативных средств: радио, телевидения, знаковых систем.
Когда люди ведут беседу с глазу на глаз, говорят о прямом общении. Косвенное происходит через посредников. Речь – вербальное общение, а жесты, мимика и телесные контакты – невербальное.
Оно также может классифицироваться по содержанию. Общение называется материальным, если происходит обмен продуктами, результатами деятельности. В процессе когнитивной коммуникации передается информация, которую можно использовать для личностного роста. Кондиционное общение – когда оказывается влияние на собеседников, деятельное – обмен навыками и умениями.
В зависимости от целей, выделяют такие виды общения в психологии: социальное, которое направлено на укрепление личностных контактов, и биологическое – для удовлетворения базовых потребностей.
Общение может быть деловым и личностным, инструментальным и целевым. Целью делового общения является решение задач разного уровня сложности. Личностное затрагивает проблемы внутреннего характера, интересы, потребности. В процессе такого общения люди ищут смысл жизни, определяют свое место в социуме.
Инструментальное общение происходит не ради собственных интересов, оно преследует определенную цель. Целевое удовлетворяет конкретную потребность.
Формы общения
Виды общения в психологии могут принимать разные формы. Зная их, проще «разгадать» собеседника и понять, какую линию поведения выбрать.
Формальное, «сухое» общение выдают шаблонные фразы, заученные слова, обмен вежливостями. Такой «контакт масок» бывает между людьми, которые не доверяют друг другу и не готовы открываться.
Если человек вступает в беседу только с теми людьми, которые могут быть ему полезны, говорят о примитивном общении. Формально-ролевое можно наблюдать между подчиненным и руководителем, врачом и пациентом.
Самое приятное общение – духовное. Собеседники понимают друг друга, могут обсуждать любые темы. Такое общение приносит моральное удовлетворение.
Помните о том, что общаясь, вы демонстрируете какие-то грани своей личности. В процессе общения у собеседника складывается впечатление о вас.