Как следует из названия, вирус Конго-крымской геморрагической лихорадки (ККГЛ) отличается солидным размахом: ареал поражения включает едва ли не все континенты Земли. Традиционно к эндемичным районам относят Балканы, Африку, Ближний Восток и Азию. В конце 90-х годов прошлого столетия вирус ККГЛ обнаружился и в России (в южных районах: Ростовской, Астраханской, Волгоградской областях, а также в Ставропольском крае). По итогам исследований было выявлено, что он не совсем идентичен тем, что встречается в других регионах планеты, но генетически однороден. В последнее время вирус ККГЛ приобрел нехарактерную мобильность, поэтому его можно встретить где угодно.
Виновником заболевания выступают клещи, инфицирующие и людей и животных (а зараженная особь тоже становится источником инфекции).
Профилактика инфекции — неспецифическая, так как вакцины не существует.
Вирус ККГЛ: краткий экскурс
Вирус Конго-Крымской геморрагической лихорадки (ККГЛ) был известен еще персидским целителям XII века: они описывали тяжелую болезнь, возникавшую после укуса насекомых. Все симптомы заболевания явно указывали на то, что сейчас известно как ККГЛ (позднее инфекция получала множество названий: среднеазиатская ГЛ, ГЛ Крым-Конго-Хазер, карахалак и т. д.).
В 1945 году отечественный исследователь М.П. Чумаков открыл возбудителя инфекции и дал ей название Крымская геморрагическая лихорадка. Но в 1956 году этот же вирус со всеми его характерными признаками проявил себя в далекой жаркой Африке у маленького мальчика в республике Конго, и с тех пор болезнь стали именовать как Конго-крымская геморрагическая лихорадка.
После долгого изучения вируса стало понятно, что он охватывает несколько континентов, поскольку переносчики заболевания — клещи рода Hyalomma — распространены едва ли не повсеместно. Но не только клещи выступают разносчиками инфекции: это могут быть животные (домашние и дикие), птицы (большинство из них особенно устойчивы к вирусу, но вот страусы, например, весьма подвержены заражению).
В последние годы отмечены случаи, когда вспышки инфекции фиксировались в совершенно нетипичных для нее регионах. По одной из версий исследователей, «импорт» вируса связан с глобальным потеплением климата, в связи с чем сложно предугадать, где в очередной раз заявит о себе ККГЛ.
ККГЛ — природно-очаговая инфекция с характерным геморрагическим синдромом, неизменной лихорадкой и картиной токсикоза.
Путь передачи вируса к людям — укус зараженного клеща либо контакт с больным человеком. При укусе входными воротами инфекции становится кожа в месте, где паразит внедрил вирус (место укуса обычно никак не видоизменяется внешне). По кровотоку инфекция распространяется в организме и накапливается в разных его отделах.
Симптомы вируса ККГЛ
Когда вирус попадает в кровь человека, то очень скоро лихорадка дает о себе знать манифестными проявлениями (хотя может встретиться вариант бессимптомного течения болезни). Но инкубационный период длится от суток до четырнадцати дней (это зависит от количества вируса, внедренного зараженному).
Самочувствие зараженного ухудшается внезапно: резко поднимается температура, наличествуют все симптомы общей интоксикации организма (этот этап называют предгеморрагическим). Один из постоянных признаков вируса — лихорадка, при которой наблюдаются температурные скачки от субфебрильной до повышенной. По мере того, как вирус охватывает все больше территорий в зараженном организме, тем ярче проявляется токсикоз (нередко он заканчивается инфекционно-токсическим шоком), а это, в свою очередь, усиливает геморрагический синдром.
На геморрагическом этапе кожа и слизистые покровы поражаются сыпью и участками кровоизлияний (это и есть геморрагии). Чем сильнее выражен геморрагический синдром, тем сложнее протекает заболевание.
Больной страдает от боли в мышцах, спине, шее, жалуется на головокружение, светобоязнь, диарею и рвоту. Со стороны нервной системы отмечаются периоды возбуждения, сонливости и утомляемости. Среди других признаков — тахикардия, увеличенные лимфоузлы, симптомы начинающегося гепатита (увеличенная печень).
Чаще всего смерть наступает примерно ко второй неделе заболевания, но в целом коэффициент летальности не превышает 30%. Улучшение же наступает на 9-10-й день после начала болезни.
Специфического лечения для ККГЛ не существует, поэтому в ход идет стандартная поддерживающая симптоматическая терапия. Одним из наиболее популярных противовирусных препаратов, по версии Всемирной организации здравоохранения, считается Рибавирин (его применение приводит к положительным результатам).
Наличие заболевания подтверждается как на основании клинической картины на фоне эпидемиологического анамнеза, так и методами лабораторных диагностик (выделение вируса из крови, а с шестого дня определяются и антитела).
Профилактика ККГЛ
В одно время использовалась в странах Восточной Европы инактивированная вакцина против ККГЛ (ее получали из тканей мозга подопытных мышей), но большого распространения она не получила. Поэтому на данный момент эффективного средства против вируса ККГЛ не существует.
Профилактика ККГЛ среди людей направлена на максимальную информированность населения о возможном заражении. Чтобы максимально оградить себя от укуса клеща в эндемичных районах, следует придерживаться простых рекомендаций. В частности, специалисты советуют носить светлую одежду с длинными рукавами и полностью закрывающую ноги; использовать акарициды для обработки одежды; тщательно осматривать одежду и т. д.
Профилактика ККГЛ в популяции животных несколько затрудняется фактором непрерывной циркуляции вируса среди животных и клещей. Кроме того, у животных заражение не носит явной выраженности, поэтому без лабораторных анализов невозможно определить наличие болезни. Единственный способ максимально предотвратить заражение — применение химических средств для уничтожения клещей (например, акарициды).