Укол — не самая приятная процедура, и неважно, куда его делают. Не только дети, но и многие взрослые боятся уколов или, говоря профессиональным языком, инъекций лекарственных препаратов. А уж если речь идет об уколе в попу, то, кажется, становится вдвойне страшнее: мало того, что будет больно, так еще и страшен вид человека в белом халате, который подходит со шприцом со спины. Так неужели нельзя то же лекарство выпить в виде таблетки или микстуры? Давайте зададим вопрос врачу: почему делают уколы в попу и кто вообще придумал этот метод лечения?
Кто придумал уколы?
Попытки что-то вводить в организм подкожно или прямо в вену проводились с давних времен. И врачи, и знахари, а до них — шаманы понимали, что нередко недостаточно что-то просто проглотить. Поэтому и делали надрезы и насечки на коже, втирая туда разные смеси, обмазывали наконечники стрел ядами, а порой пытались даже что-то вводить внутривенно при помощи тонких трубочек. Но такие попытки обычно заканчивались кровотечением: чтобы что-то ввести в кровоток, необходимо подавать это под давлением.
Пожалуй, успешнее всего вводили гирудин, вещество, которое выделяют пиявки. Хотя цель гирудотерапии в средние века была противоположной — не ввести что-то, а избавить организм от «вредной» крови или ее предполагаемого избытка.
Устройство для введения препаратов непосредственно в кровь придумал французский ученый Шарль Правас. С 1853 года, момента изобретения первого шприца, человечество начало знакомиться с медицинским смыслом уколов. Так зачем они нужны?
В любой момент нашего существования в организм попадает множество различных веществ. С едой, питьем, в процессе дыхания внутрь проникают микрочастицы и довольно крупные компоненты и части всего на свете — от продуктов, питательных веществ и пыли до бактерий, вирусов, грибков. Чтобы защитить организм и не дать развиться болезням, наше тело не дает различным веществам и микроорганизмам достигать жизненно важных органов и систем. Но вместе с вредными веществами защитная система точно также может реагировать и на лекарства: многие составы уничтожаются и выводятся из тела, не достигая нужной цели.
Так, к примеру, происходит с инсулином, который необходим больным сахарным диабетом. Если принимать гормон инсулин в таблетированной форме или в любой другой, но перорально, через рот, то в желудке он будет воспринят как чужеродный белок. А значит, его нейтрализуют и выведут из организма, и эффекта от такой терапии не будет. Именно поэтому многие лекарственные препараты должны поступать в организм не через желудочно-кишечный тракт, а иными путями. Значит, нужен укол.
Почему же делают укол в попу?
Но зачем же делать укол в попу, если можно ввести лекарство в кровь? Ведь сегодня можно ставить капельницы. Если задать вопрос врачу, что эффективнее — капельницы или инъекции, то однозначного ответа не будет. Все зависит от препарата. Хотя есть лекарственные растворы, которые можно вводить как внутривенно, так и внутримышечно, но существует также множество медикаментов, ограниченных только одним вариантом. Причина — все в той же защитной системе организма. К примеру, распространенный антибиотик пенициллин: если он попадает в кровоток, то наши системы его переработают и выведут из тела всего за три часа. А значит, для продолжения воздействия на бактерии потребуется новый укол (внутривенная инъекция) антибиотика, иначе микробы продолжат размножаться.
А вот если сделать укол в попу, то соли пенициллина попадут не прямо в кровь, а задержатся в мышечной ткани. И из этого «депо» препарат будет постепенно, но постоянно всасываться в кровоток, обеспечивая необходимую концентрацию лекарства в течение 12 часов. Так что один укол таких препаратов в ягодичную мышцу помогает излечиваться намного лучше, чем несколько внутривенных вливаний.
А почему же делают уколы в попу, а не в другие части тела? На самом деле есть и другие варианты инъекций, например, некоторые вакцины и препараты надо вводить подкожно, есть лекарства, которые надо доставлять в жировые ткани или в определенное место: в ткань десны, в суставную сумку, в мимические мышцы, к нервным окончаниям и т. д. Но ягодичная мышца — самая популярная для внутримышечного введения. Ответ на вопрос врачам «Почему?» очень прост. Нет, ни докторам, ни медсестрам не нравится пугать пациентов, подкрадываясь сзади. Все дело в том, что ягодичные мышцы весьма хорошо развиты, там большой объём мышечной ткани и количество волокон, что помогает лекарственным препаратам задерживаться на положенное время.
Так что укол — не способ «сделать больно», а эффективная терапия лекарственными препаратами при помощи внутримышечных инъекций. Только этот способ обеспечивает доставку многих препаратов в необходимое место, минуя множественные системы защиты организма.
Вопрос врачу: можно ли делать уколы самостоятельно и как уменьшить боль?
Если задать вопрос врачу о самостоятельном введении препарата, то однозначного ответа получить не удастся. Да, многие люди могут успешно вводить себе лекарства, но если нет медицинского образования и должной практики, лучше так не рисковать. Надо знать особенности лекарственного средства, правила смешения растворов, скорости, особых условий введения и обработки кожной поверхности. И даже при наличии необходимых знаний и навыков вводить себе лекарство в ягодичную мышцу не так-то просто.
Можно, конечно, поспорить, что многие лекарственные средства для внутримышечной инъекции можно вводить не только в ягодичную мышцу, но и в область бедра или предплечья, где тоже, как правило, достаточно мышечной ткани. Но есть два возражения: во-первых, в массивной ягодичной мышце препарат задерживается прогнозируемое расчетное время. А во-вторых, в области ягодиц намного меньше нервных окончаний, чем в конечностях, и в процессах движения они задействованы меньше. А это означает, что болевые ощущения при инъекциях в мышцы предплечья или бедра будут сильнее, и болеть потом место укола будет больше.
Ну а на вопрос врачам «Как уменьшить боль при уколах?» ответ довольно прост: больнее всего тем, кто боится и неосознанно сжимает мышцы ягодицы. Если усилием воли расслабиться, дышать ровно и доверять специалисту, то в большинстве случаев боль совсем слабая и проходит очень быстро.