Вопросу воспитания детей всегда уделялось много внимания. Родители были строги и слишком лояльны, принципиальны и демократичны. Какие только способы воспитания не использовались мамами и папами для достижения желаемого результата! Но дети — те еще упрямцы. Так было раньше, так есть и сейчас.
Если вам хочется узнать, на какие изощрения шли няни и родители ради воспитательных целей в прошлом, и на какие идут сегодня — приведенная информация наверняка будет вам интересна.
Современное половое воспитание маленьких детей в Швеции
Ребёнок в Швеции уже в 5 лет имеет полную информацию о половых отношениях между мужчиной и женщиной. Половое воспитание прививается и в семье, и в детском саду. Шведы не пытаются как-то оберегать маленьких детей от подобной информации и не скрывают от них, что такое средства контрацепции, и как ими пользоваться. Даже поднимается тема педофилии. Шведский народ утверждает: «Проинформирован — значит, вооружен!». К примеру, многие папы без стеснения водят своих маленьких 3-7-летних дочерей в мужской душ, свободно обсуждая различия полов.
Шведы считают, что гармоничное половое воспитание должно начинаться еще до того, как ребёнок достигнет репродуктивного возраста, и именно этот фактор убережет чадо от совершения серьезных ошибок в будущем.
Родители детям не ровня: строгое воспитание в Древней Руси
Дети на Руси не считались даже полноценными членами семьи — лишь «заготовками» людей, и права голоса у них не было. Их воспитывали в полном подчинении и страхе перед старшими. Родители стояли на наивысшей ступени семейной иерархии; потомки им подчинялись беспрекословно. А если ребёнок нарушал законы семьи — отец без промедления брался за порку. Пороли с самых ранних лет и, более того, если отец не наказывал чадо, его могли обвинить в невыполнении своих отеческих обязанностей.
Вся забота о воспитании детей в возрасте до 3-4 лет ложилась на плечи их матерей. После этого ребятишек разделяли: девочки помогали женщинам по хозяйству, а мальчики уходили к отцам (их воспитывали как будущих воинов и кормильцев). Чтобы вы могли примерно понять, в какой строгости, и с какой интенсивностью воспитывали малышей, рассмотрим списки дел, которые умели выполнять дети 7-и лет.
Девочка умела:
- ухаживать за огородом и скотиной;
- прясть и ткать;
- следить за совсем маленькими детьми (пестунство);
- готовить еду;
- убирать в доме.
Перечень обязанностей, с которыми успешно справлялся семилетний мальчик, тоже удивит современных воспитателей и родителей. Малыш умел:
- ухаживать за скотиной;
- ездить на лошади верхом;
- мастерить игрушки из различных материалов;
- плести лукошки, короба, лапти;
- изготавливать мебель, упряжки, предметы быта;
- удобрять, рыхлить землю.
Уже в 10 лет мальчика привлекали к самостоятельной пахоте. К 14-и годам он становился полноценным работником с отдельным куском земли.
Древние и современные традиции воспитания ребёнка в Японии
Японцы бережно хранят свои традиции, поэтому можно сказать что в общих чертах их приемы воспитания детей не изменились со времен Средневековья. В основе образования японского дошкольника лежит стремление к коллективизму. Кроху с самого детства убеждают, что он должен работать сообща с другими, да и интересов единоличных у него практически не может быть. Только коллективные стремления! Это хорошо и плохо одновременно. С одной стороны, дети вырастают в идеальных офисных работников, готовых жертвовать своим эгоизмом ради процветания любимой Японии, но с другой — все не так солнечно. В последние десятилетия участились случаи смерти на работе и самоубийств на почве одиночества. Вот так постоянное стремление к коллективу и привитая скромность наносят непоправимый вред «вчерашним» детям.
Вот еще интересные факты о японском воспитании:
- До 5-и лет ребёнку разрешается буквально все. Он беззаботно веселится и балуется, а взрослые только умиляются его поведению.
- Группы малышей в детских садах постоянно перемешивают. Это делается ради скорейшей социализации. Кроха должен уметь быстро находить общий язык даже с незнакомцем.
- Малыши периодически проходят экскурсии, некоторые из которых длятся целый день. Детские ножки и спину не берегут. Наоборот, ребятишкам прививают предельные выносливость и терпение.
- Лидерские качества и выделение по талантам порицаются.
- После 5-лет ребёнок воспитывается в строгих правилах, без поблажек и фактически без отдыха. Вплоть до поступления на первую работу много времени уделяется учебе.
Спарта: жестокий педагогический процесс
Родители в Спарте имели право растить мальчиков только до 7-и лет. После достижения этого возраста малышей отдавали на обучение в воспитательные дома. Там их брили наголо, одевали в легкие плащи и обучали военному искусству. Все тренировки проходили на открытом воздухе независимо от погодных условий. Теплые одежда и обувь детям не полагались. Спали они на сене, а еду добывали себе самостоятельно. При этом уличенного в воровстве ребёнка жестоко наказывали. Это один из способов воспитания.
Было позорным прослыть слишком медлительным и неуклюжим. Особенно прививались мальчикам агрессия и язык грубой силы. В казармах поощрялись кулачные бои между детьми до первой крови. В конце дня «надзиратель» над каждой казармой проводил «просветительные беседы» с младшими. Задавались двусмысленные вопросы на самые разные темы. К примеру: «Кто в городе самый сильный?». Ответы должны были быть быстрыми, хитрыми, изворотливыми. Если ответ мальчика был слишком дерзким или не нравился наставнику по какой-то другой причине, то малыша били палкой по пальцам.
Интересно, что образование в современном смысле этого слова порицалось. Учиться читать, складывать, отнимать, вести философские беседы было строго запрещено. Здесь воспитывали воинов, а не поэтов, философов и ученых.
Девочек Спарты тренировали подобно мужчинам, но они оставались жить в своих домах, вели хозяйство. Их положение было даже выше, чем у мальчиков, хотя «пыткам воспитания» они подвергались практически тем же. Они были спортивны и образованы (по местным меркам). Занимались бегом, метанием копья, состязались в силе вместе с мальчиками. Порка входила в единую систему физического воспитания девочек, их красоту не жалели. Более того, тело без шрамов высмеивалось: малышку дразнили «неженкой» и не уважали.
Ежегодно среди детей проводился фестиваль «Diamastigosis», на котором молодняк привязывали и избивали розгами до тех пор, пока те не падали без чувств. Сами дети гордились своим участием в мероприятии и охотно соглашались на публичные пытки. Это был своеобразный экзамен на зрелость. Те, что стойко выдерживали боль, получали уважение сверстников и родителей. Девочки верили, что так растет их «материнская сила», которая потребуется в будущем, когда придет время рожать новых воинов.