Человек меняется, ведь в течение жизни невозможно быть на одном уровне, не меняться. Процессы становления личности изучает такой раздел, как возрастная психология. Акцент в ней ставится на динамике, когда развитие происходит по нарастающей. Возрастная психология связана с другими разделами довольно тесно. Также её называют генетической психологией.
Что изучает возрастная психология
Если предмет общей психологии изучает функции, то возрастная психология — развитие каждого этапа становления личности, каждой её функции. В зависимости от взросления индивида специалистами анализируются изменения различных связей, качеств человека.
Объект для изучения возрастной психологии — человек, его личность, а предмет — законы и закономерности, тенденции того, как и насколько меняется он сам и его поступки в течение жизни.
Развитие — это важный процесс, он предполагает кардинальные изменения настоящих качеств, появление новых, и такие изменения могут быть разными. Количественными или качественными, постоянными и скачкообразными, универсальными и индивидуальными. Также их квалифицируют как имеющие обратный ход и необратимые, изолированные и интегрированные, хаотичные и целенаправленные, стремящиеся к прогрессу и регрессивные.
Очень важны именно качественные изменения. Все разделы психологии, связанные с этим поэтапно изучают процесс становления личности с подросткового периода до конца жизни. Это возрастные изменения процессов, происходящих с психикой человека, способность получать и усваивать знания, иные факторы развития на протяжении всей жизни. Если общая психология изучает основные личностные образования, то возрастная — то, когда и при каких условиях эти образования возникают, каковы особенности индивида в конкретный период жизни.
Связь с другими направлениями
Социальная и возрастная психология идут в одной связке, и это позволяет проследить поведение индивида в зависимости от среды проживания, специфики пребывания ребенка в том или ином учреждении. В каждом возрасте возникает своё особое влияние, формирующее личность в той или иной мере.
Педагоги изучают, как целенаправленно воздействовать на ребенка. Возрастная психология рассматривает процесс взаимодействия людей разных возрастов, родителей и детей, педагогов и учеников. Объединяет эти разделы объект изучения — подрастающий человек.
В тандеме с дифференциальной психологией возрастная выявляет то, как и насколько каждый ребенок индивидуален, каков уровень интеллекта, каковы личностные качества. Уточняются отклонения, как в положительную, так и в отрицательную сторону.
Тесное соседство возрастной психологии с психологией развития позволяет расширить сферу знаний обоих направлений. Возрастная не может существовать как неизменная единица, как и психология развития немыслима без учёта возрастных изменений психологии человека, его особенностей.
Эволюционные изменения в зависимости от возраста протекают медленно, преобразования количественные и качественные происходят постепенно. Их приурочивают к кризисам возрастного развития и это связано с моментами до этого спокойной, а после изменившейся обстановки, жизненного уклада, ситуации.
Изучение этих периодов — очень важный аспект, важно понимание того, что происходит, как бороться с той или иной проблемой, и бороться ли — эти вопросы очень актуальны. И хотя период кризиса относительно кратковременен, резкие психологические изменения порой существенно осложняют жизнь, как самого человека, так и окружающих его людей. При переходе из одной возрастной ступени на другую такие кризисы и возникают, а связаны они с преобразованиями в той или иной сфере при изменении социальных отношений, сознания, деятельности.