Как операция по замене сустава вернула моей маме жизнь без боли
Начиналось с малого. Сначала мама стала жаловаться на боль в колене после долгой ходьбы. Потом к боли добавился неприятный хруст. Особенно колено беспокоило по утрам, но к обеду становилось легче. «Расходилась», – говорила она. И только когда боль усилилась, а колено стало отекать, мама пошла к врачу. Диагноз: артроз коленного сустава 2 степени. Оказывается, заболевание развивалось много лет. Причины? Кто ж их разберет. Наследственность, лишний вес. «А чего вы хотите в вашем-то возрасте…» (хотя какой там возраст, маме на тот момент было всего 55 лет?). Вспомнили даже травму, которую она получила в молодости, упав на катке.
Увы, лечения от этого заболевания нет. Спустя несколько лет, в течение которых были процедуры, мази и диеты, мама уже постоянно принимала обезболивающие. По ночам она плохо спала из-за колена, а днем с трудом могла дойти до магазина. Стало ясно, что помочь может только операция. Спасибо семье – мы быстро собрали деньги и повезли ее в Финляндию, в клинику «Coxa», которая уже много лет специализируется на операциях по эндопротезированию (то есть замене) суставов.
В клинике
В Финляндию мы приехали за два дня до предварительно запланированной операции. Все происходило очень быстро. В первый же день – консультация и рентгенологическое исследование, в ходе которого врачи оценили степень изношенности сустава и сделали нужные измерения. Сразу после этого маму отправили на полное клиническое обследование. Оно включало сдачу анализов, электрокардиограмму, осмотр анестезиолога. На следующее утро маму госпитализировали, а спустя несколько часов повезли на операцию.
Замена коленного сустава – сложная операция, которая проводится под спинальной анестезией. Во время нее большой сустав заменяют на подвижный протез, который подбирают и изготавливают для каждого пациента индивидуально. Вся процедура длилась почти 2 часа, после чего маму перевели в послеоперационную палату наблюдения до утра.
После операции
Не прошло и суток, как мама уже сделала первые шаги под контролем физиотерапевта. На второй день после операции она встала с кровати и сама прошла до туалета – в клинике ей выдали специальные ходунки, на которые можно было опираться. Упражнения с физиотерапевтом продолжались по несколько раз в день.
Чтобы восстановление шло быстрее, важно сохранять позитивный настрой. Поэтому мы с мужем, как могли, поддерживали маму, пока она была в клинике, и даже устроили ей «пресс-коференцию» с родственниками по Skype. Врачи были к ней очень внимательны. К тому же там мы познакомились с женщиной из Петербурга, которая приехала лечить тазобедренный сустав. Разговоры с ней помогли маме, особенно в первое время после операции.
Спустя неделю маму выписали, и она переехала к нам в отель. К этому времени ее научили пользоваться костылями и безопасно ходить по лестнице, самостоятельно ухаживать за раной. Когда на 12-й день сняли швы, она чувствовала себя уже достаточно хорошо, чтобы вернуться домой.
Дома
Прощаясь, финский физиотерапевт убедил нас в том, что важно продолжить упражнения для мышц и ходьбу, даже если поначалу не будет хотеться. При этом в течение 6-8 недель следует ограничивать нагрузку на ногу и использовать костыли – и только под конец срока, если самочувствие позволяет, можно перейти на трость.
Первые несколько недель после возвращения мамы домой мы жили с ней, чтобы всегда быть рядом, если понадобится помощь. Пришлось переставить кое-какую мебель, чтобы ей проще было передвигаться по квартире на костылях. Уже через 6 недель после операции мама впервые за много лет пошла в бассейн, где осторожно проплыла несколько раз. Мы записали ее на аквагимнастику.
Через три месяца после операции, когда костыли и обезболивающие уже остались позади, мы снова поехали в Финляндию – на контрольный осмотр. Врач сказал, что протез прижился хорошо, работа мышц восстановилась, и наша мама может не только плавать, но даже ходить на лыжах, и вообще вести прежний, активный образ жизни.
В свой 60-летний юбилей она танцевала.