Будущее ребёнка во многом определяет школа, которую он посещает. От отношения школьника к своему учебному заведению зависят его стремление к получению знаний, психологическое состояние, формирование черт характера. Именно в школе чадо проведет огромный кусок своей жизни, а значит, к выбору такого заведения родителям следует подходить основательно.
Рейтинг школ и отзывы родителей
Первое, что делают многие современные родители при выборе учебного заведения для своего чада — заходят в интернет и ищут информацию о рейтингах школ на специализированных сайтах. Однако даже если школа занимает высокую позицию в топе, это не является показателем качественного обучения. Как правило, здесь все чрезмерно формально: техническая оснащенность, состояние здания, общий состав педагогов. Это сухие цифры, но ведь вы отдаете сюда настоящего, живого ребёнка! Лучше всего заглянуть в историю местных родительских форумов или задать свой вопрос в соответствующей ветке, чтобы увидеть, с какими проблемами сталкиваются взрослые и их дети. Ни один прекрасно оснащенный класс не сравнится с опасностью для малыша попасть под влияние агрессивного или неадекватного учителя.
Местоположение школы
В идеале школа должна быть расположена в шаговой доступности от дома. Если длинный путь туда и обратно вас не смущает, вы имеете личный автомобиль и время для транспортировки малыша — этот пункт не играет особой роли. На всякий случай проверьте постоянное наличие и регулярность работы общественного транспорта.
Педагогическая система и программа
Многие родители утверждают, что правильный выбор образовательной системы или программы — важнейший фактор для комфортного и успешного обучения ребёнка. И в этом есть большая доля правды. Педагогических систем и программ в России используют несколько:
- Система образования Занкова.
В ходе обучения основной упор делается на раскрытие способностей каждого отдельного ученика, приучение детей к самостоятельному познанию непреложных истин.
- Система образования Эльконина-Давыдова.
Предполагает неспешное и основательное внедрение знаний.
- Образовательная программа «Школа 2100».
Это новый взгляд на образование. «Школа 2100» представляет собой усовершенствованную версию традиционной образовательной системы для успешной интеграции ребёнка в общество.
- Программа «Школа России».
Основная цель обучения — повышение духовно-нравственного развития детей.
- Программа «Начальная школа XXI века».
Главный принцип обучения заключается в том, что начальная школа должна соответствовать типологическим и индивидуальным особенностям детей, учащихся в 1-4 классах. Обучение производится с учетом возрастных потребностей и уровня социализации малышей.
- Программа «Гармония» под редакцией Н. Б. Истоминой.
Это нечто среднее между классической и развивающей схемой обучения.
Родителям имеет смысл изучить особенности каждой отдельно взятой программы и системы прежде чем отдавать кроху в первый класс:
Педагогический состав
Посетите рассматриваемые учебные заведения, пообщайтесь лично с учителями и присмотритесь к ним. Желательно, чтобы малыш был похож по темпераменту на свою первую учительницу. Педагоги с резкими, порывистыми движениями и быстрой речью, скорее всего, импульсивны и энергичны. Маленькому интроверту взаимодействовать с таким руководителем будет не комфортно, а вот для лидера-заводилы активный учитель будет в самый раз! Если у вас есть возможность немного побыть в классе и посмотреть, как ученики общаются с учителем, обратите внимание на то, постоянно ли дети задают вопросы, насколько смело и уверенно они отвечают у доски, не чувствуют ли они себя скованными. Завуч и директор — первые лица школы. Познакомьтесь с ними, и вы поймете общую политику учебного заведения.
Социальный статус учеников и родителей
Важно, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно при общении с другими учениками. Не отдавайте кроху в школу с четким социальным разделением «я богатый, а он — бедный». Это самая нездоровая среда, которая только может быть для первоклассника. Родители и их поведение на собраниях — тоже верный показатель общей атмосферы.
Стабильность состава учеников и педагогов
Каждая школа — это маленький мир, который обязан справляться со своими задачами и проблемами «на отлично». Текучка кадров и учеников — всегда плохой знак. Если взрослые сами переводят детей — значит, образование или еще какой-нибудь важный фактор находится на низком уровне. А если сама школа избавляется от «проблемных» учеников — это говорит о том, что учителя не способны направлять детей и давать им хорошее педагогическое воспитание, или же сами провоцируют школьников на сопротивление обучению.
Благоустройство территории и безопасность для малыша
Даже если в школе сделан идеальный ремонт, родителям важно убедиться, что школьная территория хорошо убрана, огорожена забором и оснащена качественной охраной. Узнайте, есть ли камеры наблюдения во дворе, и благополучным ли считается этот район. Возле школы обязательно должен быть небольшой стадион, а также крытая спортивная площадка.
Обстановка в школе
Посмотрите, какая атмосфера царит на переменах, не присутствует ли открытая агрессия между учениками (драки, разборки), уважительно ли относятся дети к преподавателям и наоборот. Обратите внимание на внешнее оформление классов. Хорошо, если каждый оснащен большим количеством наглядных пособий, которые сделали заботливые руки учителя или учеников.
Питание
В хорошей школе обязательно должна присутствовать столовая с полноценным меню, где кроме булочек и компота имеются супы, каши, мясные блюда, салаты. Не желательно, чтобы в школе продавали шоколадные батончики, сладкую газированную воду и прочую вредную продукцию.
Ориентируемся на индивидуальные особенности ребёнка
При выборе учебного заведения для своего чада родителям следует ориентироваться не на статус или виды на будущую карьеру, а на личность ребёнка.
Прежде всего учитывайте интеллектуальные способности маленького непоседы, уровень его физической подготовки, психическую устойчивость к нагрузкам. Исходя из этого делайте выбор. Малыш ни в коем случае не должен чувствовать себя «белой вороной» или ощущать дискомфорт при взаимодействии с учителем.
Возможно, вы хотели, чтобы кроха с пеленок знал иностранные языки. Но если до первого класса ребёнок не проявлял заинтересованность в их изучении даже когда вы пытались обучать его самостоятельно, то маловероятно, что профильный класс подойдет в его случае.
Если ребёнок уже поступил, проследите, сколько времени он тратит на выполнение домашнего задания каждый день. Если первоклашка выполняет его больше получаса (не отвлекаясь ни на что) — возможно, программа выбранной школы ему не подходит или само качество обучения обещает желать лучшего.
Отлично, если в учебном заведении есть группы продленного дня, а также большое количество творческих и спортивных секций. Обратите внимание на разнообразие книг в школьной библиотеке, «возраст» спортивных снарядов в зале для занятий физкультурой, оснащенность компьютерного класса.
Не стоит заниматься выбором школы в спешке. Внимательно присматривайтесь к любым мелочам и не бойтесь быть придирчивыми. Ведь в этом заведении малыш проведет не один год своей жизни!