Заикание — это речевое нарушение, характеризующееся частым повторением определенных звуков, слогов или слов, непреднамеренными остановками, запинками в речи в результате судорожного сокращения гортанной или артикуляционной мускулатуры. Как показывает статистика, данное расстройство выявляется примерно у двух процентов детей. При этом мальчики в несколько раз чаще девочек сталкиваются с такой патологией. В этой статье мы рассмотрим заикание у детей с точки зрения причин и лечения.
Почему у детей возникает заикание?
На сегодняшний день выделяют огромное количество факторов, способных спровоцировать заикание у ребёнка.
Замечено, что с таким нарушением значительно чаще сталкиваются дети, имеющие наследственную предрасположенность. Также данное расстройство нередко выявляется у малышей, относящихся к невротическому типу конституции.
Заикание распространено среди детей, в анамнезе которых имеются различные поражения центральной нервной системы во внутриутробном периоде или родовые травмы. В качестве примера можно привести гипоксию плода, гемолитическую болезнь и так далее.
К другим предрасполагающим факторам принято относить:
- перенесенные инфекционные заболевания, особенно с поражением центральной нервной системы;
- черепно-мозговые травмы;
- тяжелый дефицит массы тела;
- рахит;
- острые или хронические интоксикации;
- травмирующие психические воздействия, например, сильный испуг, и так далее.
Кроме этого, считается, что спровоцировать заикание у ребёнка могут тяжелые речевые нагрузки, в том числе раннее обучение иностранным языкам, попытки переучивания леворукости. Иногда данное расстройство сочетается с другими речевыми нарушениями, например, с дизартрией.
Возможные методы лечения заикания
Заикание — это патологическое состояние, требующее комплексного подхода к лечению.
Для начала таким детям назначаются различные общеукрепляющие процедуры, например, занятия лечебной гимнастикой, сеансы массажа или физиотерапии.
Следующий обязательный этап — это психотерапия. Существует большое количество различных вариантов психотерапевтической коррекции заикания, выбор одной из них проводится индивидуально. В качестве примера можно привести индивидуальную, гипносуггестивную, игровую, семейную психотерапию и так далее.
В 2015 году ученые из Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина опубликовали работу, по результатам которой была установлена эффективность использования игровой психотерапии при помощи сказок в рамках лечения заикания у детей.
Параллельно в обязательном порядке проводятся логопедические занятия. Суть работы с логопедом заключается в постепенном выстраивании у ребёнка навыков к различным формам речи, их закреплении в разнообразных речевых ситуациях.
Методики логопедических занятий также бывают самыми разнообразными. Они могут включать в себя как артикуляционную или дыхательную гимнастику, так и логопедическую ритмику, а также многое другое. Выбор конкретного метода работы с логопедом проводится индивидуально для каждого ребёнка.