Запор у ребёнка в раннем возрасте — явление достаточно распространенное. Подобное нарушение функции деятельности кишечника может иметь как функциональные причины, связанные с особенностями строения детского желудочно-кишечного тракта, так и быть спровоцировано заболеваниями различной этиологии. Отдельный фактор развития запоров у детей — искаженные методики воспитания, например, раннее приучение к горшку, сопровождающееся насильственным удерживанием малыша. Выбор тактики лечения зависит от причины запора, его длительности и индивидуальных особенностей маленького пациента.
Виды и причины запоров в раннем возрасте
Ранний возраст у детей — период дозревания основных функций организма, окончательного формирования различных систем. Из-за несовершенства множества органов, продолжающих расти, ранний возраст ребёнка может сопровождаться множеством незначительных в целом, но доставляющих дискомфорт ребёнку и беспокойство родителям нарушений различных функций.
Работа желудочно-кишечного тракта — один из процессов, нарушения которых родители замечают в первую очередь. Новорожденный ребёнок не может сообщить о своем самочувствии и рассказать, где болит, однако выделения: их характеристики, частота, количество служат достаточно надежным индикатором, позволяющим следить за состоянием здоровья пищеварительной системы.
Как ранний возраст, так и более поздние периоды детства могут сопровождаться запорами. В классификации выделяют следующие виды нарушения опорожнения кишечника:
- острый запор;
- хронический, с длительностью нарушения от полугода;
- функциональный, не связанный с патологиями органов желудочно-кишечного тракта;
- патологического характера, вызванный аномалиями строения и заболеваниями.
В зависимости от периода развития ребёнка выделяют различную этиологию запоров. Так, в раннем возрасте причинами несоответствия возрастным нормам дефекации чаще всего являются:
- перевод с грудного вскармливания на искусственные смеси;
- аллергическая реакция на белок коровьего молока, возникающая как при использовании смесей для кормления на его основе, так и при включении в рацион кормящей матери большого количества молочных продуктов;
- временная или постоянная недостаточность лактазы, фермента, расщепляющего молочный углевод (лактозу);
- дисбактериозы кишечника различного происхождения;
- врожденные патологии строения кишечного тракта (долихосигмы, долихоколон и т. д.);
- неврологические нарушения, провоцирующие недостаточную сократительную функцию кишечника;
- раннее приучение к горшку.
В более старшем возрасте причиной нарушения функции опорожнения кишечника могут стать следующие факторы:
- несбалансированный рацион: избыток углеводов и жиров (сладостей, выпечки, жирной пищи);
- переедание;
- недостаточное количество жидкости в течение дня;
- нарушение привычного режима дефекации: так, если ребёнок привык опорожнять кишечник утром, то необходимо помочь сохранить ему этот режим при поступлении в детский сад или школу, например, будить раньше, выделяя необходимое время на посещение туалета;
- гиподинамия: если ребёнок мало двигается, это влияет не только на мышечные ткани, но и на мускулатуру кишечника, провоцируя запор;
- психологический аспект: многие дети испытывают затруднения и смущение при пользовании общественными туалетами в детских садах и школах, стараясь сдерживаться до возвращения домой. Это приводит к растяжению стенок кишечника и хроническому запору;
- паразитозы, различные глистные инвазии кишечника;
- болезни эндокринной системы;
- неврологические отклонения.
Приучение к горшку как фактор нарушения процесса дефекации
Раннее начало приучения к горшку, высаживания, в сочетании с удерживанием ребёнка, запретами вставать, приводит не только к удлинению процесса научения обходиться без подгузников, но и может спровоцировать нарушение деятельности желудочно-кишечного тракта.
Ребёнок, не выказывающий признаков готовности к освоению туалета, не способен усвоить связь между позывом к дефекации или мочеиспусканию, непосредственно процессом опорожнения и видом горшка. Специалисты советуют не спешить с данным процессом: раннее начало приучения к горшку может вызывать как психологическую неприязнь к предмету и процессу, так и стремление «терпеть», пережидать позывы к дефекации. Ребёнок еще не способен понять, что и как надо делать, но уже осознает, что за грязные штанишки его будут ругать. Длительное и частое сдерживание дефекации вызывает переполнение кишечника каловыми массами, растяжение его стенок и снижение функциональности, что приводит к хроническому запору и недержанию кала.
Что делать при запоре у ребёнка?
В первую очередь необходимо обратиться к специалисту. Поможет визит к педиатру или консультация у детского гастроэнтеролога. «Домашние», народные методики терапии запоров использовать не следует: несмотря на способность некоторых из них помочь при запорах, в зависимости от причины нарушения дефекации они могут сильно навредить и вызвать дополнительные осложнения при неправильной самостоятельной диагностике. Единственный безопасный «домашний» способ для детей старше грудничкового возраста — стакан теплой воды внутрь. А потом — к врачу.
95% случаев нарушения опорожнения кишечника у детей раннего возраста и более старшего периода развития имеют функциональный характер, то есть связаны с несбалансированным рационом питания, нарушениями режима. Такие случаи успешно излечиваются при помощи соответствующих диет, комплексов упражнений, соблюдения режима дня и коррекции частоты дефекации. Лекарственные препараты при запорах у ребёнка являются вспомогательными и используются в тех случаях, когда есть основания к их применению и испробованы немедикаментозные методы коррекции.
При выявлении патологий строения, заболеваний органов пищеварения медикаментозную терапию также совмещают с мероприятиями, направленными на нормализацию стула.