Психология детей
Какие проблемы могут быть у ребенка в первом классе?
4.3

Какие проблемы могут быть у ребенка в первом классе?

Содержание

Когда ребенок идет в первый класс, меняется привычный уклад жизни всей семьи. Это событие отличается волнением, радостью, гордостью за будущего школьника или школьницу и, как правило, родители возлагают на сегодняшних учеников много надежд, что они будут учиться лучше всех и станут образцом для подражания другим детям.

Дети, так же как и взрослые, волнуются и переживают перед поступлением в первый класс. Школа для них — новый, неизведанный мир, с которым они знакомились постепенно, издалека, пребывая в детском саду. Взрослые имеют в отношении будущих первоклассников определенные ожидания, и дети, желая порадовать родителей, стараются изо всех сил соответствовать им. В результате этого жизнь вчерашнего дошкольника, когда он садится за парту, может сильно измениться. Хорошо, когда рядом есть родитель, который готов оказать поддержку и сказать, что примет ребенка любым, но, к сожалению, так бывает не всегда.

Первоклассники, как и взрослые люди, тоже имеют проблемы. Они сталкиваются с переходным жизненным периодом, во время которого вынуждены менять привычки поведения и мышления — отказываясь от «детских» и привыкая к более «взрослым» — ходить на уроки и возвращаться домой самому, привыкать к режиму, много думать, чтобы получить «пятерку», не полагаться на помощь взрослых, а действовать самостоятельно. Также ребенок, который пошел в первый класс, попадает в новый мир незнакомых людей — педагогов и одноклассников. Если отношения с ними складываются не очень удачно, он может получить стресс, испытывать тревожность или напряжение, даже замкнуться в себе. Как видно, жизнь первоклассника вовсе не беззаботна — она может быть наполнена проблемами. Как родители могут помочь ребенку, если он сталкивается со школьными трудностями, можно узнать, если прочитать эту статью.

Когда ребенка обижают в школе

Когда ребенка обижают в школе

Социальная среда — важная часть жизни каждого маленького человека. Общаясь в кругу сверстников, он приобретает опыт отношений, учится разрешать конфликты, чувствовать других людей, защищать себя, понимать, что хорошо, а что нет. Бывает так, что ребенок пошел в первый класс и, спустя время, становится понятно, что общение с одноклассниками у него не сложились — он жалуется, что его обзывают, обижают, с ним никто не хочет дружить.

К сожалению, детская травля встречается довольно часто в школьных коллективах. Дети могут «нападать» на тех, кто им кажется слабее духом, менее уверен в себе, обладает застенчивостью, низкой самооценкой, тревожен. Иногда отношения в классе приводят к конфликтам, и тогда к общественной жизни ребят подключается школьный психолог — он проводит коллективные коррекционные занятия, которые помогают группе стать более сплоченной, увидеть положительные и ценные качества характера учеников друг в друге.

Мать и отец должны помогать ребенку не только перестать быть объектом для травли, но и научиться эффективно и интересно общаться. Для этого им надо пересмотреть личный опыт общения в семье и на работе и понять, какой пример они транслируют ребенку и почему его все обижают в детском коллективе.

Повышенная тревожность у детей

Тревога перед первым классом является нормой. Обычно она проходит за несколько месяцев обучения ребенка в школе — когда заканчивается адаптационный период. Плохо, если тревога является безосновательной, постоянной и не снижается со временем. Признаками, что ребенок тревожен, являются: острое нежелание идти в школу, слезы и истерики каждое утро, неестественное поведение перед учителем — состояние ступора, невозможность произнести слово, боязнь совершить ошибку, страх отвечать у доски, отказ от общения со сверстниками.

Обычно школьный психолог и классный руководитель отслеживают наличие тревоги у первоклассников, ее рост и снижение. Если она не проходит, значит, ребенок нуждается в помощи и поддержке. Ею могут стать как коррекционные занятия со специалистом, так и доверительные беседы с родителями, а также установление причин повышенной тревожности. Дети могут бояться сделать ошибку и наказания, которое за этим последует, не соответствовать ожиданиям родителей, стать двоечником, если его этим перед школой пугали.

Тревожность можно снизить, если успокоить ребенка — сказать ему, что он любим и хорош в любом случае, даже если не принес «пятерку», что школа — это не место, в котором он должен соответствовать всем стандартам и правилам, а дом, где он может получать знания, проявлять интерес и общаться с друзьями. В силах родителей и педагогов снизить тревожность первоклассников, если понять, что они боятся больше всего.

Сложные отношения ребенка с учителем

Сложные отношения ребенка с учителем

Первая учительница очень важна для всех детей, которые поступают в школу. Именно она станет проводником в мир новых знаний, будет влиять на самооценку ученика, и во многом от того, какие у нее сложатся отношения со школьником, будет зависеть его желание посещать уроки. Бывает так, что ребенок и педагог не понимают и не признают друг друга. Это может случиться как в результате конфликтной ситуации, так и с первых дней обучения. Эта неприятная ситуации может отрицательно сказываться на учебном процессе, настроении ребенка и быть некоторое время, до того, как конфликт не разрешится, для него настоящей жизненной проблемой.

В случае если родители и педагог не в силах договориться, на помощь приходят завуч и директор школы. Вместе они стараются разрешить конфликтный вопрос так, чтобы были учтены интересы всех сторон — учителя, родителя и ребенка.

Дети могут скучать по детскому саду

Бывает так, что ребенок с большим трудом расстается с детским садом — детьми и воспитателями. Это происходит в тех случаях, когда детский коллектив и воспитатели были для ребенка все равно, что второй семьей, поэтому расстаться с ними и пойти в школу для него является серьезной потерей.

В этом случае, чтобы помочь ребенку привыкнуть к новой, обучающей среде и тому, что он теперь школьник, прощаться с детским садом следует постепенно. В начале учебного года родители могут организовывать ребенку походы в любимую группу, общение с педагогами. Так дети будут знать, что их любят, не забыли и им легче будет привыкнуть к школьной жизни.

Советы родителям первоклассника

Будет ли вчерашний дошкольник успешным первоклассником, во многом зависит от помощи родителей и их отношения к детству и школе. Как следует поступать взрослым, чтобы ребенок не имел серьезных школьных проблем:

  1. Стоит делать переход от дошкольного детства к школьному постепенным — познакомьте ребенка с педагогом и школой заранее, чтобы он знал, куда пойдет учиться и не тревожился слишком сильно.
  2. Контролируйте свои переживания — дети чувствуют и перенимают состояние взрослых, и если родителям плохо, то они тоже начинают испытывать эмоциональный дискомфорт.
  3. Прививайте правила приличия и поведения заранее.
  4. Хвалите ребенка за любые достижения, даже самые маленькие.
  5. Никогда не отзывайтесь плохо об учителе и школе при ребенке.
  6. Учите детей не только уважать старших и слабых, но также и постоять за себя.